И небо плакало…

В День памяти и скорби сразу в трех сельских поселениях нашего района, Октябрьском, Новомышастовском и Марьянском, состоялось траурное перезахоронение останков павших солдат Великой Отечественной. Такого старожилы не припоминают с военных времен: самое массовое перезахоронение погибших солдат и мирных жителей было в 1943 и начале 50-х годов прошлого века.
Казалось, что само небо оплакивает всех павших в Великой Отечественной войне: к началу Всекубанской минуты памяти пошел проливной дождь, а когда ровно в 10 часов во всех храмах края звучали колокольный звон, заводские сирены и автомобильные гудки, дождь даже усилился.
Со всеми воинскими почестями и православным погребением свое последнее земное пристанище в нашем районе обрели в этот день девять бойцов Красной Армии. И только имя одного из них удалось установить. Это рядовой Алексей Григорьевич Кокозей, останки которого были доставлены на днях из Смоленской области поисковиками отряда «Здебор». Воин похоронен в поселке Водном Октябрьского сельского поселения, где живут сейчас его родственники.
Семья все 72 года после Дня Победы искала без вести пропавшего отца и деда. Руководитель поискового отряда «Здебор» В.Руликов-Черный признался: когда он услышал от Пелагеи Алексеевны Кокозей очень эмоциональный рассказ о своем отце, сам не смог удержать слез. Поисковики передали семье А.Г.Кокозея, четыре поколения которой живут сейчас в Октябрьском сельском поселении, его личные вещи, найденные на месте гибели: стеклянную фляжку, ложку, каску, медальон-смертник. Они пролежали в земле без малого 75 лет — воин-артиллерист погиб в августе 1941 г. Среди этих вещей Пелагея Алексеевна с волнением узнала металлическую кружку, которую отец взял с собой из дома, уходя на фронт…
Провожала в последний путь неизвестного воина и станица Новомышастовская. Останки бойца были обнаружены поисковиками отряда «Здебор» 30 апреля этого года во дворе одного из домовладений по улице Луначарского. История этого захоронения такова: во время упорных боев за станицу Ивановскую раненых с передовой везли в госпитали уже освобожденной от захватчиков Новомышастовской. Один из бойцов, видимо, умер по дороге от ран и был похоронен в огороде семьи Овсиенко, один из членов которой, Петр Иванович Овсиенко и рассказал эту историю поисковикам. К сожалению, ни смертного медальона, ни личных вещей при погибшем обнаружено не было.
Останки сразу шестерых советских бойцов были перезахоронены сегодня в станице Марьянской, среди них — женщина. Их обнаружили 29 апреля рабочие при рытье канавы неподалеку от трактира «Придорожный». Пригласили поисковиков отряда «Здебор», которые и провели эксгумацию. Они считают, что погибшие были похоронены местными жителями в одной воронке сразу же после освобождения Марьянской в феврале 1943 года. Документов при бойцах не найдено, они тоже остаются безымянными.

Встанице