Как женщина решилась оставить Магадан ради новой жизни на юге
Просто поразительно, как далеко порой забрасывает судьба людей, которые даже представить себе не могли, что проведут основную часть своей жизни где-то на другом конце материка. «А почему бы и нет?» — подумала однажды Лариса Карауш и переехала из Магадана в Полтавскую.
И по духу, и по паспорту
По национальности Лариса — эвенка. Она настояла, чтобы именно так было записано в паспорте. Хотя ее коснулись несколько этнических переплетений.
Родилась представительница малочисленного народа на Чукотке, в поселке Беринговском. Там тогда работала ее мама. Затем они переехали в Магаданскую область, в село Тахтоямск, к эвенской родне. И хоть папа был удмуртом, вместе родители не жили, поэтому, конечно же, мир эвенков стал миром нашей героини.
Она очень жалеет, что не интересовалась своими этническими традициями в детстве, когда можно было расспросить о них у бабушки Улиты, всегда носившей эвенский кафтан из ровдуги (тонко выделанной оленьей шкуры). У нее в юрте всегда висела икона Николая Чудотворца.
Да, Лариса помнит, как ее катали на нартах, в которые запрягали северных оленей. Эти благородные животные мчатся, как ветер, только держись. Вместе со взрослыми летом дети ездили на сенокосы. А Новый год отмечали 21 июня — в день летнего солнцестояния.
Но в 60-е годы изменился уклад жизни. Родители разговаривали между собой на родном языке, но детей ему не учили ни в школе, ни дома. Хотя мама знала эвенский, чукотский и русский и вела передачи на радио на всех трех языках. А дочери только порой напевала: «Умнэкен би гирковатмен хуркэчен бахры», что означает: «Однажды девушка встретила парня».
Эвенка и казак
Вот и Лариса однажды встретила парня. Эвенка и кубанский казак — это казалось гремучей смесью. К тому же у нее подрастала дочь от первого мужа. Но Александра не останавливали никакие преграды. Да и никто особо не был озабочен тогда «другой» национальностью своего партнера. Лариса уже работала врачом-терапевтом, ее избрали депутатом народного Совета в Магадане. В общем, невестой она была завидной. Но именно полтавский парень, моряк из казачьего рода вскружил ей голову. И так удачно все сложилось, что она смогла быстро продать квартиру и купила дом в Полтавской.
Как представительница малочисленного народа новоиспеченная полтавчанка искренне прониклась историей бабушки своего избранника. Варвара Пантелеевна была казачкой с фамилией Халявка. Их семью посчитали слишком зажиточной и выслали в Сибирь в полном составе. Похоронив там всю родню, Варвара решила вернуться в Полтавскую и пришла сюда пешком.
Дети рядом
У Ларисы сложились хорошие отношения с новыми родственниками. Но их союз с Александром продлился не так долго, как хотелось бы. Зато и сын, и дочь, и трое внуков сегодня рядом, живут в Полтавской. Мама научила их есть строганину, и для них ничего нет вкуснее замороженной кеты, порезанной на мелкие кусочки, просто с солью и перцем.
— А еще в детстве мы за обе щеки уплетали толкушу из измельченной вяленой рыбы, перемешанной с ягодами голубики или шикши. Этот вкус тоже невозможно забыть — вспоминает Лариса.
Порой ее навещает брат с гостинцами из Тахтоямска, и его приезд становится настоящим праздником для сестры. Он один остался в живых из троих братьев в ее семье. Выжить в суровых северных краях непросто. Бывает и так, что кто-то пропадает в лесу, кого-то забирает море. И все-таки Лариса вспоминает свое село с благоговением — настолько богатая там природа, подарившая обилие рыбы, ягод и грибов. А еще — необыкновенные морские и горные пейзажи. Словно ты живешь на краю вселенной, которая принадлежит одному тебе.
Генетический код
Сама она боится полетов с тех пор, как в молодости едва не разбилась на кукурузнике, упавшем в болото. А чтобы унять тоску по родным краям, мастерит изделия, напоминающие эвенские декоративные традиции. Из ваты Лариса делает фигурки северных оленей. А из бисера решила изготовить национальные украшения. На пенсии наконец-то можно себе это позволить. Весь необходимый материал уже закупила. Осталось только отложить в сторону посторонние дела и заняться творчеством.
А еще она бережно хранит книги, оставшиеся на память о родине. Среди этих небольших брошюр о культуре северных народов и Колыме, как последнем пристанище арестантов, есть и букварь эвенков.
О родственных связях с эвенскими шаманами напоминает и ее необычная способность — руками чувствовать болевые точки во внутренних органах. Конечно, это уже не тот дар, которым обладал дядя, лечивший в тайге любую болезнь. И все-таки Лариса, ставшая дипломированным доктором, всегда старалась помогать людям, основываясь не только на традиционной медицине, но и прибегая к народным средствам.