Что происходит с водной артерией района выяснил журналист «ГП» Сергей Базалук
Вторую осень редакция «ГП» не может осуществить совместную с рыбинспекцией и ГИМС МЧС экспедицию на моторной лодке по рекам Протока и Кубань в границах Красноармейского района. Хотелось именно с воды и именно в пору обмеления посмотреть, в каком состоянии они находятся. Но, увы. Уровень воды понизился до критической отметки, поэтому использовать моторку значило бы рисковать, угробить не только винт, но и двигатель. Пришлось скорректировать планы: наш корреспондент Сергей Базалук пешком прошел по берегу Протоки от хутора Трудобеликоского до Турковского.
Острова, которым не рады
…Как уроженец Славянска-на-Кубани, должен сказать следующее: самые яркие воспоминания детства связаны именно с рекой. Считай, что все лето детвора проводила время на Протоке. В памяти отпечатался многолюдный городской пляж в выходные дни, горячий песок и песок, который транспортировали баржами при помощи катерков. И, конечно, гул земснарядов, добывающих донные залежи строительного материала. А еще мы ходили примерно за восемь километров вверх по течению на Калиновый остров.
Сегодня все не так. Ни тебе земснаряда, ни катера, ни баржи. Речку давным-давно не углубляли и не чистили. Теперь далеко ходить к острову уже нет нужды. Такой же появился чуть правее городского пляжа и зарос высоченными деревьями.
Пешая прогулка по берегу от хутора Трудобеликовского до Турковского показала, что на этом коротеньком отрезке образовались шесть островов. Одни — в три-четыре футбольных поля, другие — меньше, но это временное явление. В недалеком будущем они свое возьмут. Как взял намытый рекой полуостров вблизи железнодорожного моста. Здесь зарастает тростинками верб территория в два гектара. Не нужно быть большим специалистом, чтобы понимать: если где-то прибыло, значит, где-то убыло. Убывает противоположная сторона. Река давит на левобережье, стесывая его течением. Недалек тот день, когда образовавшийся изгиб Протоки станет угрозой для славянцев, живущих у воды. Получится то же самое, что и с береговой линией на одном из участков хутора Трудобеликовского. Ровно десять шагов разделяют обрыв реки и дамбу. А за ней, буквально впритык — заборы, калитки, дома хуторян. И название улицы говорящее — Береговая.
Чтобы остановить наступление реки, ее берега на закате СССР укрепили каменными глыбами скальной породы. И это не единственный пример. В районе хутора Турковского уже в нулевые были устроены габионы — сетчатые конструкции в виде коробов, наполненные камнем. В половодье они не дают течению разрушать берег. Но по большому счету, это все-таки латание дыр. Реке нужен хозяин, который следил бы за руслом, или, как еще говорят, держал в берегах.



Опасная река
Острова возникают не на пустом месте. Должна быть какая-то зацепка. В идеале — это упавшее дерево.
Рухнувших с обрывов тополей — считать не сосчитать. Какие-то в половодье уносит, какие-то напитываются водой и становятся опасными топляками. Как раз это может случиться в береговой зоне Турковского. Мальчишки устроили развлечение — прыгать в воду с помощью «тарзанки». Именно в этом месте и образовался затор из деревьев. А что, если они здесь застрянут окончательно и покроются водой?.. Жуть!..
С вводом в строй второй железнодорожной ветки в районе хутора Крижановского построили еще один железнодорожный мост. Дело хорошее, но вот беда. Вспомогательная платформа, которую использовали строители, так и осталась на реке, перегораживая добрую ее часть. Теперь платформа «ловит» все, что плывет вниз по течению. Застрявших деревьев и веток хватило бы на две зимы печку топить. Как следствие затора, по другую сторону мостов стал образовываться еще один остров.
На мели
Как на реке не быть рыбаку!.. Тем более, если денек воскресный. Но встретился только один, да и тот явно скучал. Не клевало. Назвавшись Владимиром Ивановичем, наш новый знакомый рассказал, что Протока (соответственно, и Кубань) обнищала на рыбку. А четыре года назад в реке перевелись раки, рачки, пресноводные мидии. И даже лягушки-квакушки куда-то ускакали.
— Скорей всего, что-то сбросили в воду нехорошее, — высказал предположение житель хутора Крижановский. — В верховье — город-миллионник со своей промышленной зоной. Вот только сейчас речные обитатели начали оживать. Уже можно услышать лягушек. А раков так и нет. Или их совсем чуть-чуть осталось.
Время от времени в кубанских СМИ появляются тревожные кадры или строки по поводу главной водной артерии Кубани. Запесочилась, заросла, замутилась и протухла от сбросов с очистных сооружений и уже давно перестала быть судоходной.
В октябре нынешнего года в соцсетях промелькнула информация: где-то на участке реки между Трудобеликовским и Тиховским села на мель баржа. Кто и с какой целью пытался испробовать плавсредство в деле, так и осталось загадкой. Но факт остается фактом — река с судами не дружит. Вот даже моторной лодки не увидишь, потому что подводные коряги, камни и прочее могут повредить винт, да и сам двигатель.



По соседству с природой
Как и прежде, люди тянутся к реке. Буквально через каждые сто метров к берегу змейкой скатывается тропинка, а то и автомобильный съезд.
В прибрежных хуторах Трудобеликовского поселения продолжают строить дома у самой дамбы, заводят пернатое хозяйство, сады. Кстати сказать, есть хозяева домовладений, которым небезразлично, что делается за межой. На одном из участков дамбы в Чигрина — ровный покров зеленой травки. Все говорит о том, что здесь работала коса. Более того! На склонах земляного вала высажены плодовые деревья. На калитке, которая выходит к дамбе, крупными буквами намалевано «САША». Молодец, Саша, так держать. Вот и другим хорошо бы брать с него пример.
Самое замусоренное прибрежье в поселении — это лесной массив у автомобильного моста хутора Трудобеликовского. Время от времени здесь наводят порядок, говорят, что даже волонтерская группа появилась. Но, видимо, на каждого педанта чистоты находится пять аморальных индивидуумов. Вот и в Чигрина кто-то соорудил импровизированный столик и оставил следы пиршества.
О чем нам шепчет тополь
День, когда по-над речкой я прошагал полземли Трудобеликовского поселения, был на редкость хорош. Не холодно и не жарко, солнечно и почти что безветренно. Лишь иногда верхом шло движение воздуха. В один из таких моментов услышал шелест воды. Что бы это могло быть у реки с ее сонным течением? И только приблизившись к высоченному тополю-белолистке, понял: это он вводит в заблуждение. В пору усыхания листвы дерево может издавать звук, очень похожий на шелест ручья.
О чем повествуют Протока и Кубань?
А еще Протока напомнила исторические вехи. Так, например, у автомобильного моста, соединяющего Трудобеликовский и Славянск-на-Кубани, выглядывают из воды стояки временного моста, который возводили красноармейцы в 1943 году, чтобы гнать немцев дальше. Строительным материалом послужил деревянный храм Иоанна-Воина станицы Старонижестеблиевской. При молчаливом согласии верующих его разобрали на бревна. До одного из них можно сейчас дотянуться рукой прямо с бережка…
Ну и, конечно, на память приходила история с байдой. Ее нашли ольгинские казаки посередине обмелевшей реки Кубань в январе 2014 года. Кому принадлежало судно, и при каких обстоятельствах пошло оно ко дну, так и осталось загадкой. Высказывалось предположение, что это могли быть запорожские казаки, «зарулившие» на Кубань. Но потом эту версию сняли с повестки: после расчистки дна лодки нашли несколько патронов от маузера.
Былое — быльем поросло. А настоящее реки — тревогой…
Цифра
140 км общая протяженность Протоки.
Факт
Протока — правый рукав реки Кубань. Протекает от хутора Тиховского до Азовского моря (село Ачуево). Отделяет Славянский район от Красноармейского, Калининского и Приморско-Ахтарского районов.
Факт
По данным на сентябрь 2025 года, сброс воды из Краснодарского водохранилища зафиксирован на уровне 80 кубических метров в секунду.
Во время половодья весенние сбросы могут составлять до 1000 кубических метров. Это время максимальных нагрузок на берега (дамбы) как на реке Кубани, так и на Протоке.