Александр Чернявский сначала стал героем одной из кинолент, а сейчас сам планирует снимать и уже начал работу над двумя проектами
Он уезжал на СВО без камеры, но снимал даже квадрокоптером. Сегодня эти кадры становятся документальным кино, а сам Александр Чернявский продолжает службу уже вне спецоперации.
Крупчанин Александр Чернявский работает в Славянске-на-Кубани, участвует в сбитии украинских БПЛА, и параллельно работает над фильмами об участниках спецоперации. Осенью 2022 года он в числе других добровольцев ушел на СВО. Здесь и начался его путь в кино.
Хроникер
«Когда объявили мобилизацию, я понял, что ждать смысла нет. Позвонил брату, он сказал, что уже собирает вещи, не сегодня-завтра придет повестка. Предложил ему: может быть, в добровольческий отряд пойдем? Он ответил: может, и пойдем…» — так о начале своего боевого пути рассказывает Александр Чернявский в документальном фильме Регины Ореховой «Кто, если не я».
Братья Чернявские, как и их отец Григорий Викторович, состоят в хуторском казачьем обществе «Гаркушин кордон». До СВО Александр много лет снимал тренировки казаков, их мероприятия, казачий быт и традиции.
Монтировать видеоролики помогал опыт, полученный на факультете режиссуры Краснодарского государственного института культуры.
Снимать он учился на всем, что было под рукой: на телефон, камеру GoPro, дрон. Именно этот опыт оказался определяющим уже в зоне боевых действий — достаточно быстро Чернявский стал заместителем командира взвода БПЛА.
— Когда выполнял боевые задачи за «лентой», не было с собой ни камеры, ни GoPro — только квадрокоптеры и телефон. И с первых дней у меня появилась мысль: у нас в руках инструмент, о котором на гражданке можно было только мечтать, — рассказывает Александр. — «Лечу» на боевую задачу — то закат красивый сниму, то рассвет, поселки, дома, технику. Думаю, надо потихонечку материал копить.
С добровольческим отрядом «БАРС», где он служил, нередко связывались журналисты телеканала «Кубань 24», просили видео в качестве иллюстрации того, как кубанские казаки несут службу. Чернявский передал им несколько терабайтов материала. А его мама видела эти кадры по телевизору.




«Фокус» в кино
Через год после того как Александр отправился на передовую, в расположение отряда приехала журналист Регина Орехова. Она снимала фильм для фестиваля «RТ.Док: Время наших героев». В кадр попал и Александр, или «Фокус» — таким был его позывной. Он тогда рассказал о службе в подразделении БПЛА, о том, что операторы дронов — самая желанная добыча противника.
После Регина пригласила Александра в Москву, на премьеру фильма. Так совпало, что у Чернявского как раз был отпуск.
— Я как герой проекта еду на кинофестиваль, и мне интересно, как там все будет проходить. А в голове тем временем мысли крутятся: столько людей, столько событий вокруг происходит, надо что-то снимать, — вспоминает Александр. — Еду в поезде где-то под Тулой, читаю описание фестиваля и вижу, что здесь будет еще питчинг документальных проектов (отбор заявок на конкурсной основе, прим. автора). Я загорелся, думаю — почему бы и не попробовать заявиться? И прямо в поезде начал работать над описанием своего будущего фильма. А отправил заявку минут за десять до окончания приема работ.
Утром «Фокуса» ждали хорошие новости — его заявка из большого количества работ прошла на очное слушание. И нужно было за ночь подготовить полноценную презентацию фильма.
Лучший среди заслуженных
Чернявский поразился масштабам кинофестиваля. Премьеры фильмов, известные кинодеятели. И все это в Москве, где он оказался впервые. Впереди была защита проекта, к которой он готовился буквально на ходу:
— В четыре утра я добрался до ноутбука и начал готовить заявку. Пришел на защиту, и возник полный диссонанс. Вокруг молодые кинодеятели, все титулованные, кто-то уже с наградами. Спрашивают: «А ты давно в профессии?» А что я могу сказать? Учился, немного работал, в Сочи снимал недвижимость, где-то клипы, где-то что-то творческое. Похвастаться было нечем. Но, думаю: попытка — не пытка, опыт все равно хороший.
В итоге, одни участники предложили снять фильм о блокаде Ленинграда и мужестве осетин, защищавших город, через письма тех лет. Им сразу сказали: подобных фильмов снят миллион.
Другой участник представил проект про боевые корабли, участвующие в СВО. Предполагалось снять интервью с командиром, сделать инфографику, показать чертежи. Его спросили о договоренностях с Министерством обороны и флотом. Оказалось, что расчет был на Russia Today. И этот проект тоже не прошел.
— И тут я подумал: может быть, у меня не такая уж и стремная заявка, — рассказал Александр.
Когда дошла его очередь, Чернявский показал презентационный ролик — полторы минуты видео, снятого на телефон. Этого оказалось достаточно, чтобы члены жюри, по его словам, «как завороженные смотрели на живые кадры из зоны СВО». Конкурс, как вы сами понимаете, Александр выиграл.
И в окопах работа не стоит
После победы Russia Today дала Чернявскому сертификат на съемку документального проекта. Это не безлимит с кучей нулей, а техническая и информационная поддержка, плюс гарантия, что фильм будет показан на большой сцене фестиваля RT.Док. Окрыленный победой, Александр снова отправляется за ленту, в новый отряд «БАРС-9». В голове только одна мысль — впереди полгода работы над фильмом. На деле все оказалось по-другому.
Приехал, и его сразу назначили командиром взвода БПЛА. Камеру — на дальний план, новый отряд, новое направление, все по-другому:
— С RT пишут: «Как там дела?». Дело уже к фестивалю идет, у меня ничего не готово. Объяснил, что командую подразделением, не получается.Они сказали, что «выбор мой уважают, возвращайся, мы тебя ждем».
Параллельно Чернявский отправил собранный материал своему преподавателю — доценту КГИК Дмитрию Семибратову. Его киностудия «Хронос» работала над новеллой «Друг другу». В фильме четыре истории, одна из них как раз о «Фокусе» — Александре Чернявском. Плюс большая часть ленты монтировалась по его рекомендациям.
— У фильма «Друг другу» уже фестивальная жизнь идет. На фестивале «Этно-кино» в Нижнем Новгороде картина получила приз как лучший документальный фильм. А я в перерыве от боевых задач продолжаю потихоньку собирать и монтировать материал для RT, — рассказал Александр.
Для бойцов с ПТСР
Еще один из больших шагов Александра Чернявского в документальное кино — поездка в арт-кластер «Таврида» в Крыму. Там проводилась программа «Своя культура» для помощи ребятам, которые имеют за плечами опыт СВО, какой-то багаж знаний или, как сейчас говорят, жизненный бэкграунд и хотят заниматься творчеством.
Во время 10-дневной сессии бывшие и действующие участники спецоперации общались с художниками, литераторами, поэтами, издателями и, само собой, представителями киноиндустрии. В череде интересных встреч ключевым для Александра Чернявского стало общение с сотрудниками Института развития интернета. Нужно было придумать какую-то идею и презентовать ее. Наш крупчанин и здесь не растерялся:
— Я посмотрел — вокруг меня 40 человек — участников СВО, у каждого из них своя какая-то интересная история. Подумал, что можно сделать какой-то цикл документальный, проехать по этим ребятам — от Калининграда до Хабаровска — рассказать, как программа «Своя культура» повлияла на их дальнейшее развитие, как через творчество они социализируются.
Александру задали всего один вопрос: кто целевая аудитория?
— В первую очередь, это парни, которые пришли из-за ленты, у которых посттравматический синдром. Часть из них не сможет найти себя, часть «присядет на стакан». А можно показать, что альтернатива есть, — подчеркивает Чернявский, — Ребята занимаются творчеством, становятся востребованными, их слушают, у них есть зритель. Всю свою боль они могут пережить на бумаге, художественном полотне, через музыку и так далее.
Эта идея отозвалась у сотрудников ИРИ. Они посчитали проект классным и попросили презентовать его на пленарной дискуссии с первым заместителем руководителя администрации Президента РФ Сергеем Кириенко. И он тоже согласился — нужно делать.
— Пока договоренность словесная, — признается Алесандр, — Я готовлю проект, думаю над своей ролью в нем — режиссер, оператор или и тот, и другой. Главное для меня то, что историю уже посчитали рабочей и пообещали выделить ресурсы. Следующий этап — планирую обговорить все детали во время программы #СВОеКИНО, тоже в Крыму.
Дела сегодняшние
Александр Чернявский уже вернулся из зоны СВО. Работает на одном из предприятий в Славянске-на-Кубани, участвует в защите от БПЛА во время прилетов. Он продолжает заниматься монтажом фильма к фестивалю RT.Док. Параллельно вместе с командой из Москвы задействован в разработке картины про казаков. Вполне возможно, что он поучаствует в этом проекте в качестве оператора.
Кстати
Александр Чернявский работал на съемках второго сезона фильма «Ландыши», консультировал съемочную группу. Вспомнил один пример:
— Обычная бытовая сцена — парни выходят с поля боя. 2022 год. А ребята идут в безухих шлемах, в модных плитниках, бронежилетах-плитоносцах. Красиво, но мимо «эпохи». В 2025-м — да, в 2024-м — тоже да. А в 2022-2023 годах были уставные бронежилеты — тяжелые железные общевойсковые образца 2010-2015 годов. Вроде и несостыковка небольшая, но многие заметят.
Важно
На Кубани продолжается набор в войска БПЛА. Подробности на сайте контракт23.рф или по телефону: 8-800-444-46-23.