Стратегия риска. В ООО «Кубаньюгтехсервис» разгорается страда. Ошибки нынешнего года в будущем будут обязательно учтены
На подъезде к полевому стану ООО «Кубаньюгтехсервис» — КамАЗы, приткнувшиеся на обочинах. И справа от дороги, и слева. Штук, наверное, тридцать.
Мы с редакционным водителем переглянулись:
— Нежели все за рисом?
И вот выясняется: так и есть, за рисом. Причин такого скопища машин две. Первая – это то, что зерно нужно везти на рисовый завод в Марьянскую, а это неблизкий путь; вторая – очень приличный урожай. В начале уборочной кампании «Кубаньюгтехсервис» показывал в отчетности 66,6 центнера, и уже этим снискал симпатию в сельхозхуправлении: «Надо же, какие честные! Даже символики — трех шестерок — не побоялись!»
Когда мы общались с агрономом Алексеем Кулешовым и управляющим Леонидом Кулибко, стало ясно, что этих людей не только суевериями не проймешь, но и совершенно очевидным риском.
Напомним: когда был краевой смотр риса, ученые ВНИИ риса и специалисты из Минсельхоза Краснодарского края были премного удивлены тем обстоятельством, что чистота посевов – это не столько результат химобработок, сколько экологически чистая технология, когда затапливают «с головой» и рис, и просянку, имея в виду, что сорняк первым погибнет. Причина вспомнить еще советскую технологию была экономического характера: рисовая крупа упала в цене до критического уровня, а поэтому вопрос экономии затрат стал во главу угла, и руководители предприятия решили отказаться от гербицидов.
Этот путь получился настолько тернист, что у агронома Кулешова до сих пор желваки ходят на скулах. Современные сорта риса, не в пример старичку «лиману», оказались менее выносливыми. Разрыв между гибелью просянки и самого риса при затоплении — буквально 3-5 дней, то есть нужно было сработать водой ювелирно. Чуть передержи — и под слоем воды погибнет и то, и другое. Дай слабину – другая крайность – выживут и полезное, и вредное, тогда все усилия пойдут насмарку.
По большому счету команды, данные поливальщикам, оказались выверенными. Ущерба рису никакого, что же касается просянки, с ней было покончено примерно на 70 % посевных площадей. Задача экономии, казалось бы, выполнена. Л.Кулибко, А.Кулешову, самым активным поливальщикам — О.Цехместрук, В.Мацола, П.Тишкову — надо ордена на грудь вешать. Но производственная жизнь оказалась сложней, чем это представлялось. Игры с водой кончились тем, что стебли вытянулись, в некоторых чеках рис поднялся выше пояса, и когда прилетели августовские ветра, случилось то, чего жатчики (и не только они) как огня боятся – рис полег. Полег так, что в чеке можно бильярдные шары катать. Попробуй в этих условиях косить! Сто потов сойдет, пока срежешь. И ведь режут под самый корешок, стало быть, рисовый валик ложится фактически на землю, и вот уже у комбайнеров рубашка к спине прилипает, уже они мучаются — не подбирают валок, а как бы слизывают.
Хорошо, что в этом предприятии нет слабаков, нет нытиков. Вот хотя бы Алексей Иванович Бочаров. Он из Протички, на полевой стан «Кубаньюгтехсервиса» приезжает на своей машине (бензином обеспечивает предприятие), садится в жатку и пошел-пошел, до упора, до звезд на небе. Хотя нет… Перерыв на обед и на полдник – святое дело. Кстати, полноценный обед в «Кубаньюгтехсервисе» — 35 рублей, полдник – это, по выражению Бочарова, «два огроменных пирожка плюс компот».
Среди комбайнеров выделяются Петр Тишков, Илья Лахно, Евгений Литвиненко, Юрий Клищ, Владимир Величко. В большинстве своем каждый из них занимался выращиванием риса, то есть был поливальщиком, а, например, Юрий Клищ в начале жатвы умудрялся день молотить рис, а к ночи садиться в КамАЗ и делать ходку в Марьянкую.
— Люди умеют работать и хотят заработать, — так прокомментировал эту ситуацию директор предприятия А.М.Шрамко. – И мы это приветствуем.
На сегодняшний день рис в ООО «Кубаньюгтехсервис» обмолочен на пятистах гектарах. Это третья часть уборочной площади. Каждый день от комбайнов на рисозавод вывозится 500 тонн белого зерна. Радуют налитым зерном «флагман», «рапан», «виктория». Дело за малым — постояла бы погода!