Грандиозное и важнейшее для страны событие может обернуться для нас как благами, так и проблемами
Мост сделает более доступным российский Крым. 20 минут — и ты пересек Керченский пролив. Но до таманского берега надо еще добраться по автомагистралям, построенным в советские времена и не рассчитанным на современный транспортный поток.
На наш район приходится сразу две крупнейших автомагистрали. Это федеральная трасса Краснодар — Темрюк и краевая Тимашевск — Славянск-на-Кубани.
А нам-то что от этого?
Открытие Крымского моста активно обсуждают жители района. Мнений по этому поводу много. Одни говорят о том, что это — благо и для нас, другие высказывают определенные опасения.
Главный аргумент скептиков состоит в том, что возрастающий в летний сезон в разы поток автотранспорта вызовет коллапс: ни выехать из района, ни въехать. И это заметно уже сейчас, особенно при проезде мостов через Протоку и Кубань.
Выход из этой ситуации, по мнению специалистов — строительство и расширение дорожной сети, автомобильных развязок, объектов придорожного сервиса на трассах Краснодар — Темрюк (она передана в федеральное подчинение) и Тимашевск — Темрюк. Обе проходят по территории района.
Для этого уже разработана федеральная программа, предусматривающая строительство дальнего западного автомобильного обхода Краснодара. Проектные работы уже в стадии завершения. Дорогу планируется построить со стороны станицы Динской от трассы М-4 с выходом в районе станицы Марьянской. Далее автомобильный поток пойдет в сторону Темрюка.
Реконструкция и расширение автомобильных дорог неизбежно повлечет за собой расширение возможностей для малого и среднего бизнеса района. Прежде всего, получит развитие придорожный сервис: строительство кемпингов, автозаправок, мини-гостиниц, пунктов общественного питания, мест отдыха, автостоянок. А это — увеличение количества рабочих мест для жителей района, доходов в бюджеты всех уровней, развитие инфраструктуры села.
Первые шаги в этом направлении в крае уже сделаны. К Крымскому переходу на Тамани уже построен 40-километровый участок, способный пропускать в сутки до 36 тысяч автомобилей.
«Умный» мост
Крымский мост — уникальное сооружение, его возводит вся Россия. В любую погоду здесь работает команда, в которой трудится 13 тысяч человек из двух десятков регионов страны.
Чтобы обезопасить мост от землетрясений, строители на морском и сухопутном участках установили более 7 тысяч свай и 595 опор. На одну опору ушло в среднем 400 тонн металлоконструкций. Сваи забивали в грунт на глубину 12 метров на суше и 90 метров на морских участках. Кстати, по заверениям ученых, значительные землетрясения силой 9-10 баллов вероятны здесь лишь раз в 5 тысяч лет.
Здесь четырехполосное движение: две полосы в направлении Крыма, две — обратно. При скорости 90 км/ч можно будет проехать с одного берега на другой всего за 20 минут. В сутки по мосту будет проезжать до 40 тысяч автомобилей. И мост к таким нагрузкам полностью готов.
Он обеспечен надежной системой контроля. В новом трехэтажном здании базы эксплуатации с диспетчерским центром на 36 мониторах в режиме онлайн отражаются параметры погоды, загруженность моста и другие данные.
Диспетчеры будут выводить предупреждающую информацию о том, как действовать в разных ситуациях. Например, если произошло ДТП с перекрытием одной из полос, система может перевести движение на другую полосу. На семь установленных рамок передается информация для водителей: снизить скорость или перестроиться.
Накануне открытия успешно проведены статические и динамические испытания: по мосту проехали восемь груженых самосвалов, каждый весом не менее 35 тонн. Тесты подтвердили надежность несущих конструкций автомобильного моста. Он полностью готов к эксплуатации.
А если учесть то, что в 2019 году планируется ввести в эксплуатацию еще и железнодорожный мост, то эти сооружения станут просто неоценимыми. Поезда смогут перевозить в год 14 миллионов пассажиров.
По разным источникам, на строительство этого уникальнейшего объекта из федерального бюджета уже израсходовано от 250 до 280 миллиардов рублей. Но мост того стоит.
С пятой попытки
О том, чтобы соединить Керчь и Тамань, задумывался еще князь Глеб, правивший в древнерусской Тмутаракани. В 1068 году он прошел этот путь пешком по льду, насчитав 14 тысяч саженей (30 км). Вот только никаких технических возможностей у русичей в то время не было.
Они появились лишь в XIX веке. В 1870 году мост хотели построить англичане для прямого железнодорожного сообщения с Индией. Посчитав проект очень затратным, его отложили в сторону.
В начале века ХХ построить мост собирался Николай II, однако помешала Первая мировая война. В 1943 г. его начали сооружать немецкие войска для бесперебойных поставок оружия и войск на Кавказ. Не успели: Крым был освобожден, и первый мост через пролив к осени 1944 года построили именно советские инженеры. Он простоял всего полгода: весной 1945-го его снес сильный ледоход с Азовского моря.
В 1954 году между портом Кавказ и Крымом запустили паромное сообщение, действующее и сегодня. Весной 2015-го переправу реконструировали, и в пик сезона она перевозила до 50 тысяч пассажиров и 10 тысяч легковых автомобилей в сутки.
Перед началом строительства двести гектаров берега и акватории пролива обследовали саперы. И нашли около 700 снарядов Великой Отечественной войны, утилизировали на полигоне. Экологи пересадили и переселили в безопасные места тысячи растений и 117 животных из Красной книги. Археологи в ходе раскопок обнаружили более 3 тысяч предметов времен античности, Средневековья и Бронзового века и передали их Таманскому музейному комплексу.