Удивительное рядом
Все-таки мир очень тесен, а история имеет такие острые углы, что просто диву даешься. Недавно в редакцию зашел Иван Александрович Тубольцев, бывший военнослужащий, а ныне войсковой старшина Кубанского казачьего войска и просто человек с активной жизненной позицией. Слово за слово, и вдруг выясняется, что в настоящее время он проживает в доме, который принадлежал одному из братьев Лепских, зажиточных казаков, потом был кузней колхоза имени Кирова. Об искусном мастере Владимире Денисовиче Лапшуке, который работал в этой кузне, газета «Голос правды» рассказывала в девяностых годах прошлого века. Потом этот очерк благополучно перекочевал в книгу «России маленькая Русь», читая которую, Тубольцев и нашел «свой дом».
Из рассказа И.А. Тубольцева выходит: по каким-то причинам помещение кузни было передано под жилье молодому специалисту колхоза, агроному Петру Николаевичу Миргородскому. Он сделал перепланировку, зачистил следы «производственной деятельности» и стал жить-поживать. Через сколько-то лет у Миргородского возникли другие жилищные перспективы, и он продал дом (кузню) Тубольцеву.
— Не знаю, как было у прежнего хозяина, — рассказывает войсковой старшина, — а я замучился железяки вытаскивать. Вы не поверите – одних только подков нашел десятка три. Друзья и знакомые подначивают: «Ну и счастливчик же ты! Вон сколько подков нашел!» — Насчет счастья – промолчу, об этом кричать не принято, а вот то, что в этом подворье живет дух казачий, — да, так и есть.
Как только И.А.Тубольцев поселился в доме по ул. Садовой, сразу возникло желание получше обустроиться: и то выправить, и это. Саманные стены кирпичом обложить. А когда все переделал, решил, что последней точкой будет флюгер. Жестянщик предлагал петуха вырезать, но Тубольцев сказал, как отрезал: «Хочу, чтоб казак на коне».
А еще у Тубольцевых есть раритетный комод. Ивану Александровичу он достался от прежних хозяев старой квартиры в г. Золочев, что вблизи Львова. Говорили, что этот комод сделали немецкие мастера, в этом стиле таких только три. Вывезен был комод на Украину после войны как трофей. Так это или нет, но за одно можно смело поручиться: комод сработан очень искусно, с затейливым, по принципу выступающих форм, рисунком.