Проблема. Во многих нормативных актах содержатся обязанности собственника жилья, а ответственность за их невыполнение не прописана
В одной из своих публикаций под заголовком «Затейники» ветеран труда В. Сарычев похвалил систему оплаты за воду. Мол, пришел в кассу ЕРЦ, назвал показания счетчика, заплатил — и все проблемы решены. Он, наверное, прав, но удобно это только для частных домовладений, куда входит одна труба с холодной водой, а обратно ничего не вытекает. В многоквартирных домах все обстоит иначе.
В прошлом году мы, выполнив требования закона, установили общедомовые счетчики горячей и холодной воды. За технические условия, счетчики, работу по их установке уплатили в ООО «Лидер» свыше 65 тыс. рублей. И стало совсем «просто»: представители «Лидера» сняли показания, выписали квитанцию, и переводите, жильцы, средства через ЕРЦ на счет МП «ЖКХ» за весь многоквартирный дом. Собственники жилья (квартир) снимают данные своих счетчиков с 23 по 25 число каждого месяца и результаты расхода воды подают в бухгалтерию нашего ТСЖ. Только после этого идут в тот же ЕРЦ и оплачивают горячее и холодное водоснабжение (ГВС И ХВС), услуги водоотведения, вывоза мусора, отопления и содержания общего имущества по специальной квитанции.
Сразу же обнаружилась нестыковка суммарных показаний общедомовых счетчиков и водомеров всех квартиросъемщиков. Разница весьма существенная: по горячей воде – 21 м3, по холодной– 8,5 м3, общая сумма около 7 тысяч рублей. На второй месяц разница составила более 10 тысяч рублей.
Появились проблемы. Откуда берутся лишние кубометры горячей и холодной воды? Кто ворует? Как оплачивать разницу?
Могу предположить, что законодатели, принимая закон об установке общедомовых узлов учета, поставили перед собой задачу: контроль над расходованием воды, теми, кто ее ворует с помощью магнитов и другими способами, сбросить на ТСЖ.
В тех домах, где общедомовые узлы учета не установлены, жильцы остались в выигрыше, т.к. платят только по внутриквартирному счетчику. В проигрыше — законопослушные.
Среди тех, кто проживает в многоквартирных домах, существуют различные индивидуумы, которые никак не могут договориться между собой. На общие собрания мало кто приходит, собрать всех невозможно. А вот сказать, мол, «я за это не голосовал», очень даже просто. Законы, Постановления издаются в Москве или Краснодаре, а живем мы здесь, в одной многоэтажке, где зачастую нет согласия. Председатель ТСЖ вынужден устранять течи, участвовать в заделке выбоин и ям во дворе, заключать договоры с обслуживающими организациями и нести всю ответственность за состояние дома. Приходится ему отчитываться и перед прокуратурой по жалобам отдельных жильцов, ходить на приемы в администрации станицы, района и в полицию.
ТСЖ, как отмечают руководители коммунальных служб района, — действительно самая эффективная форма управления, только уж очень хлопотная и прежде всего для жителей многоэтажек. А потому думайте сами, решайте сами, какую форму управления домами вам выбрать, уважаемые земляки!
В.Е. Слепцов,
пенсионер, ст. Полтавская