Юбилей. Для многих молодых людей района вечерка стала единственной возможностью получить аттестат и профессию
Что такое вечерняя школа, для кого она создавалась и что работает до сих пор, знают, пожалуй, все. Вот только далеко не каждый хорошо себе представляет, какой она стала сегодня. Давно уже нет занятий по вечерам, совершенно изменились требования к уровню знаний учеников «вечёрки», и им нет никаких послаблений. Единый государственный экзамен уравнял всех, как и предоставил одинаковые права и «вечерникам», и выпускникам дневных школ при поступлении в ВУЗы и средние специальные учебные заведения.
У истоков
В нашем районе уже в 60-е годы ХХ века, когда началось массовое строительство рисовых систем, вечерние школы сыграли неоценимую роль. Всем, кто не имел среднего образования, в обязательном порядке надо было его получить. Это контролировалось руководителями колхозов и предприятий. В день занятий в школе такому ученику сохранялась средняя зарплата по месту работы, а за прогул уроков он её лишался. Система была сессионной, учились в основном зимой, когда напряжение в поле спадало. И вечернее обучение себя оправдало: сотни его выпускников продолжили образование, стали дипломированными специалистами и профессионалами своего дела.
Новое лицо школы
Теперь, по сути, от прежней «вечёрки» осталось лишь название. Изменился не только возрастной и количественный состав ее учеников, но и структура школы, система обучения. Как рассказала директор ВСОШ Елена Антоновна Сергиенко, сейчас школа имеет 6 учебно-консультационных пунктов. Они находятся в Полтавском, Трудобеликовском, Старонижестеблиевском, Ивановском, Новомышастовском и Октябрьском сельских поселениях. Школа по-прежнему твердо придерживается своего основного принципа: дать возможность получить аттестат о среднем образовании каждому, кто к этому стремится.
Многие из нас думают, что окончить вечернюю школу намного проще, чем обычную. Ничуть не бывало! Взять хотя бы тот факт, что ученики дневных школ учатся ежедневно, а «вечерники» – три раза в неделю, по заочной форме, четыре часа в день. Кроме того, большинство из них работают, материально поддерживая свои семьи. И ученику, и педагогу в такой ситуации надо прилагать значительно больше усилий для достижения положительного результата. А требования ЕГЭ одинаковы для всех: тут никаких послаблений нет и быть не может. Но зато есть и значительное преимущество: сдав его, выпускник «вечёрки» может поступить в любой ВУЗ или среднее специальное учебное заведение страны.
Примеров зачисления выпускников в ВУЗы и ССУЗы у вечерней школы за последние несколько лет достаточно. Артем Сокол поступил в аграрный университет по целевому набору, Вера Мартынова окончила факультет экономики Краснодарского университета культуры и работает специалистом налоговой службы. В этом списке и другие выпускники: Людмила Задорожняя – студентка Донского государственного агроуниверситета. Виталий Кондратенко и Алексей Головко обучаются в Московской музыкальной академии им. Гнесиных. Максим Демченко, Николай Смола и Людмила Куликова – студенты Кубанского университета физической культуры, Илья Морозов – факультета управления Кубанского госунивеситета. И этот перечень можно продолжить, дополнив его теми, кто уже окончил средние специальные учебные заведения.
«Спасибо, что вы есть!»
Районная вечерняя школа может с полным правом гордиться своими педагогами. Их у нее сейчас 36. В разные годы директорами здесь работали: Валентина Александровна Сизая, Петр Афанасьевич Бублейник, Любовь Павловна Агаркова. С 1995 года – Елена Антоновна Сергиенко.
Многие годы отдали школе педагоги: Татьяна Михайловна и Виктор Алексеевич Базаевы, Нина Михайловна Криворучко, Валентин Андреевич Пономаренко, Нина Алексеевна Кушнаренко, Валерий Петрович Коваленко, Любовь Алексеевна Тесля, Раиса Борисовна Труфанова, Любовь Ивановна Брыкова.
Отдавая частицу души и сердца ученикам, трудятся и по сей день: Инна Ивановна Галицына, Марина Ивановна Капшук, Татьяна Гавриловна Кондратьева, Юлия Григорьевна Чернявская, Оксана Николаевна Суханова, Елена Владимировна Доронина, Людмила Николаевна Колесник и другие педагоги.
Выпускница 2013 года Н.Иващенко написала на прощание в школьном альбоме: «Спасибо вам, учителя, что верили в меня и не оставляли в трудную минуту. Моя победа – ваша победа!». И лучшей оценки труда педагога не найти.
Послесловие
Написать этот материал подтолкнула не только юбилейная дата — 70-летие вечернего образования, но и результаты итоговой государственной аттестации выпускников нынешнего года. Как уже говорилось, вечерние и обычные средние общеобразовательные школы ставятся в рейтингах в один ряд, что, на мой взгляд, не совсем правильно: у этих учебных заведений разные «весовые категории».
Почему бы, оценивая итоги обучения за год, не сравнивать в отдельном от дневных школ рейтинге результаты вечерних школ районов и городов края, учитывая их специфику? А для наглядности — давать сравнительный анализ по годам. Вот из такого рейтинга и было бы хорошо видно, кто и как работает, улучшаются или ухудшаются результаты.
Чтобы не быть голословным, приведём факты. Если в первый год сдачи ЕГЭ (2009-й) средний бал, например, по русскому языку был в вечерней школе нашего района 44,3, а обученность — 80,9%, то в году текущем этот балл уже составил 58,8 при 100-процентной обученности. Может быть (в сравнении с обычными школами), эти цифры и невысоки, но положительная динамика есть, и не только по русскому языку.
И как бы там ни было, какие бы показатели и проценты мы ни выводили, вечерняя школа не утрачивает своего предназначения. Она работает ради того, чтобы выпускник, получив долгожданный аттестат, с гордостью мог написать в школьном альбоме, как Александр Ястребцев: «Нет ничего невозможного!».