Преподавателям приходилось тренировать лошадей без воспитанников
Нельзя просто так взять и закрыть на карантин школу, в которой есть животные. Лошадь — не трактор, в гараже ее не запрешь. За ней нужно ухаживать, а ей самой необходимо двигаться, чтобы не потерять форму. Поэтому тренерам уходить на самоизоляцию невозможно — заботы не позволяют. О том, как работают в Октябрьском филиале краевой школы олимпийского резерва по конному спорту в нынешних особых условиях, рассказали октябрьские тренеры.
Десять лошадей на одного
В школе работают восемь преподавателей: старший тренер Лия Шамсутдинова, наставники Александр Прядко, Ирина Голубева, Вадим Данильчук, Альберт Зубков, Яна Кременская, Андрей Будяк и Наталья Якименко. Обычно здесь занимаются около 120 учащихся, они помогают ухаживать за лошадьми: кормят их, моют, оседлывают. Спортсменам необходимо ежедневно контактировать с животными даже в свободное от тренировок время. Прежде всего, для того, чтобы всадник всегда был с лошадью, что называется, «на одной волне».
Когда на территории края ввели режим карантина, более сотни лошадей остались на попечении только местных конюхов и тренеров. Помощи ждать было неоткуда. Работники школы убирали за животными, кормили их, мыли и, конечно же, постоянно тренировали.
— Лошади у нас поделены на две группы. На одних, в основном, занимаются начинающие спортсмены. Вторые же — для профессиональных выступлений, — говорит старший тренер Лия Шамсутдинова. — Животные из первой категории, можно сказать, отдыхали. Мы спокойно выпускали их на полигоны, где они гуляли.
С профессионалами же преподавателям пришлось попотеть. Каждый брал на себя по несколько лошадей и продолжал их тренировать. Ведь стоит снять нагрузки хотя бы на месяц, и можно потерять навыки, которые нарабатывались целый год.
— Это было непросто. Ежедневно мы «натаскивали» до десяти животных. Тренеры ощутили, как сильно им не хватает помощи наших воспитанников. Пока дети учились, все было привычно и не так заметно, — вспоминает тренер Вадим Данильчук.
Время без медалей
По количеству наград на соревнованиях наши всадники могут уступать разве что борцам. Медалей они с состязаний всегда привозят много. Из-за пандемии воспитанники школы отказались не только от тренировок, но и от выступлений.
По словам Лии Шамсутдиновой, весь учебный план нарушился. В марте должен был пройти ежегодный турнир памяти А.И.Майстренко, который давно стал традиционным не только для нашего района, но и всего региона. Распространение новой инфекции сыграло свою злую роль — все массовые мероприятия были отложены на неопределенный срок.
Отменились также спартакиада Кубани, первенства ЮФО и России и еще множество краевых и районных турниров.
— Традиционный турнир на Кубок памяти А.И.Майстренко в этом году уже не состоится. Все-таки состязания привязаны к определенной дате — дню рождения Алексея Исаевича. Но когда занятия возобновятся, будем готовиться к предстоящим соревнованиям на Кубок губернатора и на призы Законодательного Собрания Краснодарского края, — добавил тренер Александр Прядко.
Свет в конце тоннеля
Воспитанники и их наставники с нетерпением ждут начала тренировок, возвращения к состязаниям. Тренер Яна Кременская рассказала, что предпосылки к этому уже есть. Из краснодарской школы олимпийского резерва по конному спорту уже поступило распоряжение о том, что дети могут возвращаться к своему любимому делу. Только им необходимо взять справки из медучреждений о состоянии здоровья.
— Как именно будут организованы занятия, пока неясно. Но для конников не должно быть больших ограничений, потому что они и так во время тренировок находятся на большом расстоянии друг от друга. Дистанция для них — это, скорее, норма физической безопасности, а не только противовирусной. Ведь лошади не всегда дружны на поле, — сообщил преподаватель Андрей Будяк.
Кстати
Откуда в школе лошади
Старший тренер Лия Шамсутдинова рассказала и о том, как школа приобрела более сотни лошадей. Такое большое количество животных в конюшне — это результат долгой и кропотливой работы, бесконечных поисков.
Руководство находило молодых жеребцов, еще не обученных, старалось приобретать их как можно дешевле. А дальше — упорные тренировки до тех пор, пока неопытный конь не превращался в будущего чемпиона. Благо, у директора школы Григория Завгороднего за 50 лет работы здесь появились связи и контакты по всему краю и стране.
Из всего поголовья только три лошади профессионально выращены на Лабинском конном заводе. Они были куплены за счет средств региона не так давно поступили в спортивную школу. Завод существует с 2017 года. При поддержке губернатора Вениамина Кондратьева региональная федерация конного спорта выкупила заброшенную фабрику в поселке Восточном Лабинского района. В настоящее время — это самый крупный государственный конный завод в России по подготовке спортивных лошадей.
— Октябрьская школа постоянно будет пополняться животными, их намерены приобретать на краевые средства. Это станет хорошим подспорьем для нас в ближайшем будущем, — рассказал директор школы Григорий Завгородний.