Письмо позвало в дорогу. В 60 – 80-х годах в газетах довольно часто появлялись статьи со стандартным заголовком «Городок в степи». Один из таких городков был построен совхозом «Рассвет» в х. Протоцкие. Двухэтажные многоквартирные дома, школа, детский сад, Дом культуры и даже спортивный зал с плавательным бассейном
Из этого городка в степи и пришло письмо в редакцию газеты «Голос правды»:
— Уважаемая редакция! Я ваш постоянный подписчик. На страницах газеты печатаются разные материалы, в том числе и об инвалидах, пожилых людях. Я хочу немного рассказать о своей жизни. Мы с супругой пенсионеры, а жена ещё и инвалид 1-й группы, не встает на ноги вот уже 4 года. Я сам за ней ухаживаю, готовлю еду, стираю, вожу супругу в ванную, туалет.
Мы живем в х. Протоцкие, по ул. Мира, в доме №8, кв. 4, на втором этаже. Квартира, расположенная под нами, давно заброшена. Вот из-за неё и все наши проблемы. Трубы водопровода, канализации проходят к нам через эту злополучную квартиру. Зимой перемерзает вода и канализация, невозможно ни помыться, ни сходить в туалет. Особенно невыносимо это для малоподвижного человека. Кроме того, снизу веет холодом (жильё на 1-м этаже не отапливается). Но и это только полбеды. Там завелись мыши и даже крысы, которые лезут к нам. Я уж не говорю о тараканах, плесени и прочей нечистоте. Эта, с позволения сказать, квартира забита мусором, сломанной мебелью. В неё уже неоднократно залезали дети. А ведь так и до пожара недалеко. По этому поводу я обращался к главе сельского поселения, звонил по прямой линии в Краснодар, районное управление социальной защиты населения, был в ООО «Жилсервис», которое должно обслуживать наш дом. Но никто из них ничем не помог. Я как сумел заделал окна, даже повесил на дверь навесной замок, но его кто-то снял.
Приезжайте, пожалуйста, сфотографируйте всё это безобразие и, если можно, напишите в газете. Описать это словами я не могу. Может хоть кому-то станет стыдно?!
Николай Александрович Брык,
хутор Протоцкие
От редакции
Все, что описал в своем письме Николай Александрович, абсолютная правда. Всё, что в его силах, он для своей супруги Надежды Ивановны делает. Старается не оставлять надолго ее одну, во всём помогает. Редко увидишь в наше время такую трогательную заботу и любовь.
Прав Николай Александрович и в том, что сложно описать тот беспорядок, который творится в «нехорошей» квартире. Он рассказал, что есть у этого жилья и молодой хозяин (наследник), который снимает где-то квартиру, а здесь появляется раз в три месяца на часок.
Попрощавшись с Николаем Александровичем, я подошел к соседнему дому №6, чтобы сфотографировать дверь первого подъезда. Об этом в телефонном звонке в редакцию просила жительница этого дома Н. Птух. Жители пояснили, что 2 – 3 года назад дверь им установили работники «Жилсервиса» за 5 тыс. рублей. Я конечно не великий строитель, но уверен, что дверное плотно, «слепленное» из тонких реечек, листов ДВП и с наполнением из бумажной «гармошки», можно использовать в качестве межкомнатной, а отнюдь не входной двери многоквартирного дома. Не сомневаюсь я и в том, что дверь эту разбили отнюдь не работники управляющей компании или администрации поселения. Но претензии предъявляются именно в адрес последних.
Жертвы урбанизации
После поездки на х. Протоцкие нельзя было не пообщаться с главой Чебургольского сельского поселения С.А. Пономарёвой. Светлана Алексеевна только покачала головой после короткого рассказа об обращении в редакцию Н.А. Брыка и личных впечатлениях о посещении хутора.
— Да разве только в этом частном случае дело? — начала она разговор. — По сути дела, жители многоквартирных домов — это жертвы политики урбанизации или соединения города с деревней, которая проводилась в годы советской власти. Надо же было додуматься поселить сельских жителей в «скворечники»! В итоге в поселении 12 пустых квартир, о хозяевах или наследниках которых мы ничего не знаем. Всего же насчитывается около 90 жилых помещений, где постоянно никто не проживает, полсотни таких квартир приходится на Протоцкие. Всякие бывают случаи. Молодежь уехала, старики умерли, вот жилплощадь и пустует. Кто-то вступил в права собственности, кто-то нет, но взять и просто отобрать квартиру никто не имеет права. Есть и такие (приезжие) люди, которые приобрели в нашей глубинке жильё подешёвке и держат его на всякий случай. Вот стоят пустые квартиры, но администрация даже войти туда не может, так как права собственника охраняются законом. К примеру, в доме, где проживает автор письма Н.А. Брык, имеется в общей сложности 5 квартир, где никто не живет. Даже если будет точно установлено, что квартира «бесхозная», то путь к её приватизации довольно тернистый и длительный. А для этого нужен грамотный юрист, который бы занялся всеми этими тяжбами. Но, увы, такой должности даже в штате нашей сельской администрации не предусмотрено.
— Так что же, опускаем руки?
– Ни в коем случае, — довольно бурно отреагировала Светлана Алексеевна. — Недавно к нам был назначен молодой энергичный участковый инспектор полиции. Попросим его установить контроль за бесхозными квартирами, займёмся поисками хозяев квартир, чтобы предъявить к ним определенные претензии. Ведь пустующее жилье — это не только неудобство для соседей, но и убытки для управляющей компании, бюджета сельского поселения. А потому будем работать.
Редакция газеты надеется, что свою точку зрения и возможные пути выхода из создавшейся ситуации доведет до наших читателей и управляющая компания ООО «Жилсервис», на обслуживании которой состоит примерно половина многоквартирных домов Чебургольского сельского поселения.