Пять пакетов санкций и уже больше 6000 ограничений со стороны разных государств и отдельных компаний. Россия стала самой подсанкционной страной мира. США, ЕС и их союзники бьют по нам сразу по всем фронтам. От SWIFT и Центробанка до Нефти, iPhone и McDonald’s. Но не мы первые, как говорится. Иран находится под санкциями уже почти 40 лет, а Китай, так или иначе, вообще все 70.
Вот так выглядит топ-5 стран под санкциями от США
Россия | 7116 |
Иран | 3616 |
Сирия | 2608 |
Северная Корея | 2077 |
Венесуэла | 651 |
Китая в этом списке нет, но и на него давление Запада нарастает. В первый год президентства Байдена именно в отношении Китайской Народной республики США ввели наибольшее количество ограничений. И даже Беларусь, лидер которой ещё недавно в США называли «последним диктатором Европы», на втором месте.
И хотя между Китаем и Америкой были времена плотного торгового сотрудничества, после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 Китай попал в немилость западных партнёров. США ввели против Китая санкции похожее на те, что действуют сейчас в отношении России. Однако сегодня экономика поднебесной занимает второе место в мире, а американцы должны китайцам более триллиона долларов.
Когда США закрыли Пекину доступ к международной кредитам, инвестициям и высоким технологиям китайцы не растерялись, они начали искать лазейки и копировать, без оглядки на авторские права и интеллектуальную собственность разработчиков.
Теперь посмотрим на Иран. Да, иранских смартфонов не существует, зато вопрос автопрома им решить удалось. Там практически невозможно увидеть привычные нам западные иномарки, они уже давно уехали из страны из-за санкций США и ЕС. Это привело к тому, что 40% рынка автомобилей занимают иранские компании, а остальную часть пирога делят китайские и французские автопроизводители.
На нашем рынке пока ситуация следующая: остаются корейские Kia и Hyundai, японская Тойота, ну и китайские производители.
В первые дни спецоперации Volkswagen, BMW, Ford, Nissan, Honda, Infiniti и другие остановили поставки автомобилей на Российский рынок. Цены на оставшиеся авто взмыли ввысь, а некоторые предприятия заморозили работу, чтобы адаптироваться к новым условиям.
Над тем как уйти из России думает и концерн Renault. Французская компания рассматривает вариант передать свою долю в АвтоВАЗе какому-нибудь российскому инвестору.
По задумке США санкции должны были убить технический прогресс в Китае и Иране, но на практике сделали его сильнее. По количеству квалифицированных инженеров Иран прочно закрепился в мировом топе, а китайский ИТ-сектор не уступает американскому.
Но как же Россия, спросите вы?
Специалисты у нас есть, но многие эмигрируют за рубеж, мечтая о «силиконовой долине». Для того чтобы удержать айтишников в стране разрабатываются меры поддержки: ипотека под 5% годовых и отсрочка от армии. Сработает ли? Покажет время.