В ЗАО «Агрообъединениие «Нива» сеют, пересевают, строят аграрное будущее
14 апреля исполнилось 150 лет со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина. На рубеже 1905-1907 годов премьер-министр жестко присек революционные настроения и он же провел земельную реформу.
В Кабинете генерального директора «Нивы» В.В.Братишко висит потрет Столыпина. Эту картину привез в Чебургольскую В.В.Гусев, работавший директором до Братишко. Картина стала идейной реликвией предприятия. В чем идея? Как же, как же!.. В реформировании, в техническом перевооружении, в освоении новых технологий.
Технический вопрос
С начала года новой техники куплено на 15 миллионов рублей. Среди приобретенного – широкозахватные сеялка и культиватор, разбрасыватель удобрений и диски «Катрос», приставка к комбайну для уборки кукурузы и глубокорыхлитель.
Для ясности остановимся лишь на одной позиции – по глубокорыхлителю. Это орудие позволяет вести обработку почвы без оборота пласта. В земледелии глубокое рыхление становится все более популярным. Плюс – это то, что рыхлитель в отличие от плуга не нарушает рельеф местности, берет настолько глубоко, что подрывает так называемую плужную подошву, тем самым создавая условия для прохождения воды. Там, где поработали глубокорыхлителем, уже не стоят неделями озера дождевой воды. В «Ниве» рыхлят под пропашно-технические культуры, под рис. В среднем эта операция проводится на двух и более тысячах гектаров.
Корректировка планов
Все-таки с природой тягаться человеку не под силу. Потери от морозов у нивовцев впечатляющие. Полностью вымерз ячмень, изрядно пострадала пшеница. В общей сложности озимые погибли на площади 746 гектаров. Понесенные затраты — как вода в песок. Быстро и безвозвратно. Это еще хорошо, что краевые власти обещают компенсировать потери, выделяют 300 миллионов рублей на всю Кубань. Пусть не все «раны» этими деньгами можно залечить, но это лучше, чем ничего.
— Теперь надо энергичней поворачиваться, — говорит В.В.Братишко, — чтобы успеть с решением не только текущих дел, но и «озимые» площади включить в работу. Весенний сев — это полторы тысячи гектаров. Пересевать будем соей, кукурузой на зерно. Больше будет многолетних трав со злако-бобовыми. У нас, слава Богу, есть возможность маневрировать – хозяйство же многоотраслевое.
Правда, в связи с АЧС и последующим карантином в животноводстве тоже все пошло не так. Невозможность реализовать свиней, набравших оптимальный вес (110 кг), обернулась тем, что хрюшки разъелись до 160-180 килограммов. И это ведь не три и не тридцать голов. Речь идет о 900. Так же и с КРС. Войдя в состав Выселковского агрокомплекса, «Нива» бычков лишь подращивала до 110 килограммов, потом их забирали в специализированное предприятие на откорм. Пока бушевала АЧС, бычки превратились в трехсоткилограммовых быков. Представьте себе, какая нагрузка упала на местную кормовую базу!
И хорошо, что здесь к кормам серьезное отношение. В 2011 году заготовили полуторагодовой запас сена, сенажа, силоса. И вот теперь все эти кормоединицы оказались как нельзя кстати. Стали, образно говоря, плавсредством.
Во главе угла
Главный агроном Николай Решитько позвал в поле, мол, лучше раз увидеть. Хоть синоптики и пообещали осадки, никто даже не подумал держать руки в карманах. Тем более что гидрометеоцентр может и ошибиться. Так и вышло. Походили тучи вокруг да около, да и все на этом. Механизаторы Владимир Смола, Александр Прокопенко пошли в прорыв. Владимир Нетребко культивировал, Николай Гладкий сеял кукурузу.
Улучив минутку, я пообщался с Гладким. Николай отвечал на вопросы, а сам проверял сеялку.
— Надо не просто посеять, – говорил земледелец. – Надо хорошо посеять.
Вот такие нехитрые истины. Истины от сердца, от души, от сути хлеборобской.
— А какие планы на рис? – спрашиваю главного агронома.
— Умеренные, — отвечает Николай Решитько. — В этом году рис посеем на 2321 гектаре. Это меньше, чем раньше, но зато мы уйдем от ситуации, когда на отдельных чеках сеяли рис по рису четыре года подряд.
Гонять рис по рису – это ведь тоже палка о двух концах. Прибавка к валовому производству обеспечивается дополнительными затратами на удобрения, на средства защиты. Всякое покушение на севооборот несет в себе дополнительные затраты. При нынешнем ценовом положении надо как раз минимизировать вложения в производство риса, в противном случае очень легко вылететь в трубу. В 2010 году килограмм риса-крупы «уходил» за 26 рублей 50 копеек, в 2011 году – уже 21 рубль 20 копеек, а теперь этот же самый килограмм реализуется за 16 рублей.
Разве это не повод крепко задуматься над противозатратным механизмом? Да и Петра Аркадьевича Столыпина вспомнить: «Чем крепче стоит на ногах селянин, тем крепче Держава».