В школы-интернаты Перевальска и Антрацита, а также Алчесвский социальный центр гуманитарку доставили «Голос правды» и Союз журналистов Кубани
Сказать, что гуманитарке в школе обрадовались, все равно, что ничего не сказать. Не будем лукавить, говорить о том, что дети здесь голодают. Конечно, нет. Но, когда старших позвали помочь с выгрузкой машины, и ребята увидели краснобокие яблоки, апельсины, бананы, сладкую выпечку и конфеты, на лицах легко можно было прочесть: «Ух, ты!..». А стоило дойти очереди до велосипедов и самокатов, настольных игр и наборов для творчества — радости не было предела.
В этом учебном заведении собраны дети со всей области с нарушениями речи. Есть те, кто замолчал или начал заикаться, пережив обстрелы, гибель родных.
Солдаты и солдатки
У каждого ребенка из школы-интерната, даже у самого маленького, уже своя, чем-то отличительная, судьба. Об этом мы разговаривали с заместителем директора по воспитательной работе Ириной Долголовой и учителями-логопедами. Ну и, конечно, о том, в чем нуждается школа, о ее самых болевых точках. Невозможно равнодушно было слушать рассказ воспитательницы Виктории Мурадовой про Мишу. Как только по улице проходит военная техника, мальчишка тут же прилипает к окну и очень разборчиво, то есть без всякого логопеда, комментирует марш-бросок. Показывая на самую большую машину, сообщает: «О, о! Папа, папа!..»
Папа Миши воюет. Он — танкист. Вот и сынок его мечтает быть военным. В ополчении и муж Мурадовой. Несмотря на приближающийся «полтинник» и травму спины, где-то там, у самой передовой, чинит военную технику. Выясняется, что добрая половина замужних сотрудниц интерната солдатки.
В этой школе обучаются и фактически живут 170 детей. Из них 28 — сироты. За два дня до нашего приезда, все они поехали в республику Беларусь. Руки помощи тянутся отовсюду. Вот и братья наши белорусы, сначала продукты привезли, одежду. А теперь сказали: «Заберем сирот на оздоровление».
И кочегары мы, и плотники
…Перевальская школа-интернат тоже решает коррекционные задачи. Здесь были рады всему и не безосновательно. С мукой и крупами полегче, а вот картошки в кладовке оставалось около двадцати килограммов. И вновь та же самая картина: на выгрузку прибежали старшеклассники. Причем — все как один в синих халатах. Что за чудеса? Или это их специально приодели, чтобы показать: в школе все красивенько. Оказалось — нет. Просто на момент нашего приезда, ребята были на уроках труда, где рабочий халат обязателен.
Если нет противопоказаний, трудовое воспитание здесь на первом месте. К взрослой жизни мальчишек готовят строго и всерьез. И это не от того, что учителя страдают от «сердечной недостаточности». Они смотрят правде в самые глаза. Нянькаться с повзрослевшими воспитанниками школы будет некому. Кто-то круглый сирота, у кого-то родители инвалиды или маргиналы — «на стакане».
Про Володьку, Аню и большое сердце
Недавно в ряды воспитанников принимали новичка. Вове три года. У него нет ни папы, ни мамы, только пакет с вещами, которые привезли вместе с ним.
— Будешь Владимир Владимирович! — подбодрила мальчика директор школы-интерната Татьяна Семенова.
Чем больше мы общались с ней, тем спокойней было за детей. Это женщина-мать по природе. В ее трудовой книжке одна запись: стаж в школе — 42 года. В 2014-м, когда запахло порохом и руководство разбежалось, Семенова приняла управление интернатом на себя. Это было самое тяжелое время. Снабжение рухнуло, электричество вырубили. Но никто, ни один ребенок, не лег спать голодным. Еду готовили в школьном дворе на костре…
Она и сегодня одержима порешать все вопросы. Из последних прорывных дел — лечение девочки. Четырехлетнюю Аню прооперировали в одной из клиник Санкт-Петербурга. Здесь же, вероятнее всего, Анечка найдет себе семью. Она очень понравилась женщине из Дагестана.
В Перевальск мы привезли три ноутбука — от коллектива «Голоса правды», ГТРК «Кубань» и руководителя департамента информационной политики Галины Жуковой. Они будут установлены в кабинете математики.
Также мы доставили и надувной бассейн размером 3 х 6 метров от полтавского предпринимателя Вадима Мотовилова. А от Дмитрия Черепанова из Полтавской — бензокосу.
Летчикам — привет!
…Стоило нам въехать на территорию реабилитационного центра для несовершеннолетних в Алчевске, как два военных вертолета, один за другим, пронеслись на барражирующем полете.
Казалось — кинь фуражку, и летчик ее подхватит. Удивила реакция работников центра, вышедших нам на встречу. Они так горячо приветствовали военных взмахами рук, что можно было подумать: там, в небе, их сыновья. А кладовщица выскочила из своих подсобок с флажком РФ и тоже успела на приветствие.
В центр мы доставили собранные детьми и родителями СОШ №19 станицы Марьянской канцтовары, игрушки и сладости, а от полтавских предпринимателей — наборы для творчества. От редакций Северского и Абинского районов передали картофель, овощи и фрукты. И от газеты «Моя околица» — освященный шоколад и другие сладости.
В перевозчиках только мужчины
Будет неправильно, если называть людей легких на отзывчивость, и умолчать о тех, кто трудился за рулем «гуманитарной» машины. А были это работники полтавского ООО «БИК» Александр Дибров и Александр Мартыненко. Откликаясь на просьбу «Голоса правды» съездить на Донбасс, директор предприятия Виталий Морозов фактически вернул с рейса Диброва. Мало того: на Луганщине пришлось узнать такие дороги — не приведи Господи. А виной всему указатель на Алчевск сделанный от руки. Именно на это мы и купились: раз люди лазили на столб, чтобы закрепить самодельную табличку, значит, стоит повернуть. Может так путь будет короче.
Мы свернули и поняли истинный смысл выражения «в ухнарь». Дорога настолько разбита, что скорость пешехода была бы на отдельных участках выше, чем у авто.