Не все светские традиции ужились с православными канонами

Православная Церковь не поддерживает мирские суеверия, связанные с погребением

 За время своего существования человечество создало десятки тысяч легенд, придумало сотни обрядов, обычаев, примет и традиций, связанных со смертью и загробной жизнью. Многие из них с течением времени канули в Лету, но есть и такие, которые люди с суеверным страхом соблюдают и сегодня, зачастую даже не зная и не понимая их смысла и значения. Объясняют это просто: так делали раньше. Но так ли именно, как это интерпретируется сейчас?
Взять, к примеру, завешивание зеркал в доме умершего. Якобы, оставаясь открытыми, они могут «протиражировать» смерть еще кого-то из родственников. Кто и когда это придумал — не известно, но, по мнению православных священников, это явно бессмысленная традиция. Они убеждены: причина и время смерти у каждого человека свои, и наступят они только тогда, когда будет на то воля Господня.
Провожая покойного в последний путь, родственники нередко кладут ему в гроб мелкие вещи: очки, расческу, тросточку, зубные протезы и даже… сигареты и зажигалку… А вдруг «там» пригодится. Не пригодится. По мнению благочинного церквей Красноармейского района архимандрита Симеона, это просто глупость и даже кощунство. Душа бестелесна, а потому ни в чем земном не нуждается. В том числе в пище и спиртных напитках, которыми обильно поминают почившего в день похорон, на 9-й, 40-й день, в полгода, год и т.д.
К суевериям можно уверенно отнести еще ряд заблуждений. Существует стойкое поверье, что ни при каких обстоятельствах нельзя переходить дорогу похоронной процессии, это, якобы, грозит всяческими бедами и даже смертью. Из этого же ряда — запрет смотреть на покойного через окно и держать открытой калитку двора, когда по улице на кладбище проносят умершего. На самом деле смысл таких запретов прост: надо уважать помять провожаемого в последний путь и соблюдать элементарные правила приличия по отношению к тем, кто потерял близкого человека.

Фото из старого альбома

Несколько лет назад, пересматривая домашний архив, я наткнулся на фото полувековой давности, на котором был запечатлен момент похорон нашего дальнего родственника. У его гроба собралась многочисленная родня, друзья, соседи. Меня, как самого маленького, мне тогда было лет шесть, поставили впереди, у самого лица покойного. В памяти живо всплыло ощущение детского страха, который я испытал в те несколько мгновений, пока фотограф снимал, хотя бояться-то было нечего. Само фото до сегодняшнего дня не сохранилось, а воспоминания остались.
Традиция фотографироваться с умершим в советское время была повсеместной, подобные фотографии можно найти, пожалуй, и сейчас во многих семьях. Более того, снимки такого рода появились еще в позапрошлом веке, с самого зарождения фотографии. Их без труда можно увидеть в Интернете.
Что это — традиция или просто желание сохранить образ дорогого человека? Скорее всего, и то, и другое. К ним можно отнести также изготовление в XVIII-XIX веках гипсовых посмертных масок знаменитых людей, например, императора Петра Первого, А.Пушкина, Н.Гоголя и других. Но к православию это никакого отношения не имеет. Светские традиции оказались временными, и сегодня уже ушли в прошлое.
О том, как достойно и правильно проводить человека в последний путь, читайте в следующих номерах «Голоса правды».

Мнение

Благочинный церквей Красноармейского района архимандрит Симеон:

— Что касается проводов человека в последний путь, то здесь ничего изобретать и придумывать не следует. Православная Церковь соблюдает чин погребения (отпевания) уже много веков, надо лишь неукоснительно следовать ему. Прежде всего, это важно душе того, кто оставил наш земной мир. И если вы действительно любили покойного, он вам дорог не только на словах, то ваш долг — позаботиться о его душе, молиться о ней так, как делали это наши деды и прадеды.

Встанице