Выезд из дома для инвалидов-колясочников зачастую превращается в экстрим из-за плохих дорог и пандусов
Сергей Базалук
Часть руководителей предприятий и учреждений, хозяев магазинов, предпринимателей наплевали на исполнение законов о создании безбарьерной среды для инвалидов. Многие въезды на входах в здания сделаны по принципу «на и отвяжись»: слишком крутые, некоторые без перил, иные уже разрушаются. И никто их не восстанавливает.
Интересы инвалидов в нашей стране закреплены в целом пакете законов: ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и, конечно, Трудовом и Жилищном кодексах РФ.
В Протичкинском сельском поселении живут мастера спорта по стрельбе из лука Юлия Алексеева и Дмитрий Черников. Оба — инвалиды-колясочники. Сильные духом и с натренированными руками, они преодолевают любые препятствия на пути, в том числе крутые или разбитые пандусы. Дмитрий даже научился ставить коляску «на дыбы» и въезжать в любые двери. Но далеко не все так могут. Павлу Бойченко, Марине Сорочан и многим другим людям с ограниченными возможностями по здоровью труднее общаться в социуме. Для них выезд за пределы дома превращается в экстремальное путешествие. Многие съезды с тротуаров, а также выбоины на дорогах в наших населенных пунктах не гарантируют свободного передвижения инвалидов. К тому же большая часть мест общественного пользования либо не имеют пандусов, либо сделаны они там так, что подняться по ним колясочникам не представляется возможным.
В той же Протичке у отделения Сбербанка хоть и есть кнопка вызова, однако добраться до нее очень непросто. Бетонное основание пандуса осело, появился опасный порожек. Соответственно — дорожная плитка вздыбилась или просто стала «живой». Попробуй доберись к вожделенному сигналу!
Сами инвалиды говорят о следующей проблеме. Когда государственная программа «Доступная среда» нацелила предпринимателей на устройство пандусов, кто-то этими объектами занялся всерьез, выдерживая нормативы, а кто-то лепил к своим порожкам лишь бы что и лишь бы как. Есть псевдо-пандусы: без поручней и с таким крутым подъемом, что въехать на его верх инвалиду-колясочнику — смерти подобно. Иные в погоне за тем, чтобы было красиво, забыли о функциональности. На улице Кооперативной в станице Старонижестеблиевской стоит аптека, где площадка въезда не обустроена ни ограждающим бортиком, ни перильцами, а поверхность покрыта плиткой, которая была бы хороша на стенах. Она гладкая, в нее смотреться можно. Напрашивается вопрос: если дождь, снег или тем более гололед — как пользоваться этим заездом? И таких примеров по поселениям района очень много.
Чем измерить?
Проверками в сфере защиты прав инвалидов занимается служба социальной защиты населения. С начала года в районе были проверены 213 объектов. 59 из них признаны доступными по минимальным требованиям (кнопка вызова), 78 доступными полностью, а 76 — недоступными. Оформлено 33 протокола об административных нарушениях.
Законодатели пошли навстречу бизнесу, и с прошлого года здания, построенные до июня 2016 года, могут быть оборудованы только кнопкой вызова. Пандус, если нет технической возможности, владельцам ставить не обязательно. Однако даже эти минимальные, не требующие больших финансовых вложений нормы закона добровольно соблюдают далеко не все. Я считаю, что необходимо ужесточить наказание нарушителей и увеличить штрафы. Иначе доброй воли инвалиды будут ждать долго.
Сергей Ромашков, заместитель прокурора Красноармейского района
Но, по мнению специалиста социальной службы Анны Шепель, для пользы дела нужно более внятно определить компетенцию службы. Осуществляя мониторинг в части доступности, управление социальной защиты населения руководствуется законом Краснодарского края «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае». При оценке параметров доступности учитываются требования, указанные в «Своде правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В них черным по белому указано: «Обследование объекта проводится путем визуального осмотра его архитектурно-планировочных, функционально-конструктивных и технологических элементов». Например, ширина проемов или коридоров, уклон пандуса, высота ограждения и т.д.. Возникает предположение: если визуально, значит приблизительно. А как с этим «приблизительным» обращаться к мировой судье для того, чтобы он признал те или иные устройства доступности с отклонениями от норм и назначил административное наказание? Работники УСЗН используют фотофакты, но опять же, фотоснимок — это тоже, в известной степени, визуальная передача картинки. А между тем требования ужесточились, уклон пандусов в одном случае не должен превышать 12,5 градуса, в другом — 5. Как собирать доказательную базу? Приставлять к основанию пандуса коробок спичек и потом фотографировать. Но и такой прием — та же визуализация.
Можно по соглашению
Конечно, не так быстро, как хотелось бы, но к доступной среде мы идем, — говорит председатель районного общества инвалидов Валентина Недвига. — Постепенно разметок, знаков, пандусовстановится больше. Вот хотя бы взять банк «Кубань Кредит». Недавно там смонтировали отличный подъемник. Ну а если здание старой постройки, и его невозможно перестроить под нормативные требования, вопросы решаются по-другому: заключается соглашение. С начала этого года их было подписано свыше 50.
К сожалению, мы оказались связанными законом №294-ФЗ. Согласно его положениям, периодичность проверок предпринимателей ограничена — не чаще раза в год. Получается, что упорно не желающий подчиняться закону предприниматель будет целый год неприкасаемым. Если мы хотим создать безбарьерную среду, нужен быстро действующий рычаг понуждения.
Ирина Каира, начальник управления социальной защиты населения Красноармейского района
Соглашение — это когда три стороны: управление соцзащиты, управление архитектуры и общество инвалидов признают, что, скажем, магазин предпринимателя Иванова по объективным причинам нельзя оснастить пандусом. Наглядный пример — ряд магазинов Полтавского рынка построен в начале шестидесятых годов прошлого века. Стоят они вкруговую, а в середине — торговые павильоны. Строить пандусы, которые бы габаритами, уклонами и другими параметрами соответствовали ГОСТУ и СанПиНу в условиях, когда в выходные дни на рынке и так не протолкнуться, вряд ли возможно. Тогда что, остается согласиться с минимальными требованиями — с кнопкой вызова.
Правда, инвалиды, и в их числе Дмитрий Черников, говорят, что это послабление где-то работает на расслабление. Опять же, как пример — Полтавский рынок. Один из вновь построенных торговых павильонов представляет собой вытянутое помещение с двумя входами и выходами. С одной его стороны спуск входной площадки фактически упирается в бордюр, не известно, с какой целью установленный. Здесь и вполне здоровому человеку можно, зазевавшись, споткнуться и шею свернуть, а для инвалида-колясочника это место — стопроцентная «авария».
с 2016 года все вновь построенные и вводимые в эксплуатацию здания и сооружения общего пользования, в том числе различные торговые объекты, должны иметь пандусы, подъезды, тактильную плитку, зрительные обозначения для движения инвалидов. По словам начальника управления архитектуры и градостроительства Виктории Черниковой, ни один проект строительства социального объекта не будет утвержден без соблюдения требований закона о создании безбарьерной среды.
Бордюр как препятствие
При передвижениях по станицам и хуторам основное препятствие для инвалидов-колясочников представляют бордюры. Без посторонней помощи с дорожного покрытия въехать на тротуар сможет далеко не каждый. В прошлом году по этой причине был наложен административный штраф на некоторых глав сельских поселений. Сегодня постройка новых тротуаров в райцентре выполняется со съездами и пониженными бордюрами.
Каждый месяц мировыми судьями рассматривается три-четыре дела, касающиеся обеспечения доступности. В моей практике не было случая, когда бы хоть раз наказанный гражданин полностью проигнорировал полученный урок и вновь стал фигурантом разбирательства. Это говорит о том, что административные наказания работают, они побуждают к тому, чтобы объекты торговли, сферы других услуг были открытыми для всех, будь то инвалид, пожилой человек или мама с ребенком в коляске.
Кирилл Терещенко, мировой судья Красноармейского района
Россия в 2006 году присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, подтвердив ориентир на международно-правовую концепцию дополнительными законами и внесением поправок в ранее принятые. Дело теперь за тем, чтобы органы исполнительной власти всех уровней, организации, независимо от правовых форм и форм собственности, российский мир предпринимательства и все граждане России приближались к понятию безбарьерной среды, которая даст равные возможности всем комфортно чувствовать себя на житейских перекрестках.
Злые языки поговаривают, что вопросом безбарьерной среды озаботились в канун Олимпиады в Сочи. Мол, негоже было ударить лицом в грязь. Это не совсем так. В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации наша страна является социальным государством со всеми вытекающими отсюда законами и обязательствами. Также надо напомнить, что «именной», как называют федеральный закон о «Социальной защите инвалидов в РФ» был принят 24 ноября 1995 года. Сегодня, после значительных прорывов в области защиты прав инвалидов, правительство РФ подтвердило социальные приоритеты, продлив государственную программу «Доступная среда» до 2020 года.
И совсем уж обидное — это недоступность нашего музея истории в станице Полтавской. В его выставочном зале проходит выставка кукол. Так вот, до самого музея мы бы добрались. А как по высоким ступенькам подняться? Парадоксальная ситуация: музей — барьерная среда.
Предложения чиновникам и депутатам
Передать полномочия по контролю за исполнением закона, регламентирующего создание доступной среды для инвалидов, органам в сфере строительства и архитектуры.
Наделить эти структуры полномочиями не только по контролю, но и по понуждению к исполнению законодательства.
Ужесточить штрафы за невыполнение законодательных требований: 2-3 тысячи рублей, которыми зачастую суд наказывает нарушителей, явно не впечатляют.
Законодательно разрешить проведение проверок предприятий, учреждений и предпринимателей по исполнению закона о создании доступной среды для инвалидов по мере необходимости в течение всего года, а не 1 раз в год.
«Дельфины» не сдадутся
Фото предоставлено С. Коптиловой
Спортивные достижения дельфиновцев очевидны. За 4 года только золотых медалей на соревнованиях разного уровня завоевано больше сотни. Мы много ездим по и хотели бы сами принимать гостей из аналогичных клубов. Но возникает вопрос: где селить? У нас нет ни одной гостиницы, приспособленной для проживания инвалида. Номера хоть в гостинице «Лотос», хоть в «Полтаве» находятся на втором этаже. И никаких подъемников, никаких приспособлений. И совсем уж обидное — это недоступность нашего музея истории в станице Полтавской. В его выставочном зале проходит выставка кукол. Так вот, до самого музея мы бы добрались. А как по высоким ступенькам подняться? Парадоксальная ситуация: музей — барьерная среда.
Светлана Коптилова, руководитель клуба инвалидов «Дельфин»
Сделаю все возможное, чтобы положение было исправлено уже в следующем 2018 году.