Путь к себе: житель Красноармейского района 23 года употреблял наркотики и смог завязать с ними

Александр рассказал «Голосу правды» о своем пути преодоления и новой жизни

Фото из архива редакции

Ничего о себе не скрывая, бывший пациент Красноармейского филиала краевого наркологического диспансера попросил дать ему возможность рассказать о личном опыте борьбы с наркотической зависимостью. Сегодня мы публикуем его рассказа от первого лица.

Сигарета от дяди

С наркотиками меня «познакомил» родной дядя — мамин брат. Мне было 12 лет, когда он дал мне попробовать «покурить травку». Тогда я подумал, что если сделаю это, то обязательно стану крутым и взрослым в глазах сверстников. Действительно, вскоре у меня появилась компания, где я считался авторитетным парнем. В общем, это была такая вот извращенная борьба с подростковыми комплексами. Но все эти игры во взрослого мальчика привели к тому, что в 16 лет я уже конкретно подсел на опиум.

Помню, получение мною паспорта отец решил отметить по «понятиям» 90-х — широко и громко. Заказал ресторан с музыкой, позвал кучу гостей и даже организовал салют, что по тем временам было большой редкостью. Но меня ничего из всей этой роскоши не радовало: все мысли были об одном — уколоться.

А потом наша родня собралась у бабушки на день ее рождения. И тот же любимый дядя, который к тому времени с наркотиками уже завязал, открыл всем правду о моей зависимости.

Путь по кругу

Синтетические наркотики я употреблял изо дня в день. В перерывах между приемом дозы искал новую. А чтобы ее добыть, постоянно кого-то обманывал, обкрадывал. Брал в долг и, конечно, не собирался возвращать.

Когда совсем становилось плохо, пару раз ездил в краевой наркологический диспансер, на улицу Тюляева. Там мне помогали, но через время я начинал по-новой.

Потом вдруг стал сам себе доктором, решив, что мне станет легче, если я перейду на алкоголь. И начал пить буквально без перерыва. У алкоголиков бывают недельные запои, а потом — просвет. У меня его не было в течение пяти лет. Напивался, засыпал, просыпался, тут же доставал бутылку из-под подушки — и все сначала. В один прекрасный день понял, что это не помогло, и… снова вернулся к наркотикам.

Приходила мама, начинала меня стыдить, заставляла искать работу… Я просто хлопал дверью и уходил, думая, что меня не понимают и не хотят ничем помочь. Соседи тоже презрительно выговаривали: «Мы знаем, чем ты занимаешься!» А мне было абсолютно все равно. Даже со своей любимой девушкой расстался, потому что она заявила, что не будет со мной встречаться, пока я не брошу наркотики. Я сам от нее ушел. При этом мне было жутко больно: я ее действительно любил. Но зависимость победила. И наркотики продолжали меня убивать. Я пережил семь остановок сердца, семь реанимаций и один раз даже впадал в кому. И ничто из всего этого меня не остановило.

Путь к себе

В начале 2013 года в наркодиспансере Красноармейского района открылось отделение реабилитации. Я пролечился там шесть месяцев, а через три года снова сорвался. Опять начал употреблять тяжелые препараты внутривенно, сочетая все это с алкоголем и доводя себя до полного безумия.

Меня снова привезли в наркологию. И тогда заведующая реабилитационным отделением Елена Семикина предложила: «Оставайся здесь, мы должны выяснить, что заставляет тебя все время ходить по кругу».

Я согласился. Дома у меня не было ни друзей, ни работы, ни любви…

Когда со мной начал разговаривать психолог, он сказал мне: «Посчитай, сколько времени ты употреблял наркотики». У меня вышла страшная цифра — 23 года, практически половину своей жизни, я находился в наркозависимости.

И началась моя борьба с самим собой. Поначалу я был против всех и всего, что мне говорили. Отрицал, что болен, и никто не виноват в моем состоянии, кроме меня самого. Мне прощали все мои бунты, возмущения и обвинения. Со мной разговаривали, объясняли многие вещи, которые мне были непонятны. И, капля за каплей — лекции, фильмы, разговоры по душам — начали делать свое дело.

Первый шаг

Однажды я вдруг подумал: как можно избавиться от наркозависимости, если в жизни меня всегда сопровождала сигарета?

И в этот же день — как будто мои мысли услышали где-то наверху — нам показали фильм о никотиновой зависимости и обо всей табачной индустрии. Кроме всего прочего, там говорилось, что этим бизнесом в мире управляют всего четыре человека.

Я задумался: получалось, что я как раб, каждый день отдавал свои деньги каким-то четырем людям, которые делают состояния на уничтожении здоровья людей. Меня это задело. И в тот момент, когда все пошли курить (а здесь, в отделении, для перекура отводится только определенное время и место), я развернулся и пошел обратно — в лекционный зал. Так я продолжал делать изо дня в день. Просто не выходил на перекур. При этом не чувствовал никакого дискомфорта. Я понял, что для меня это была обычная стадная привычка, которая не давала ничего позитивного. Значит, пора было идти дальше.

Мети на своей улице

Весь путь лечения от наркомании занял у меня два с половиной года. Именно столько я находился здесь, в наркологии, полностью перевернув свое сознание и избавившись от зависимости не только физически, но и морально. В реабилитационном отделении ко мне относились с искренней теплотой и пониманием. Весь персонал стал для меня частью моей семьи. Эти люди вкладывают в таких, как я, гораздо больше моральных и физических сил, чем входит в их обязанности. И в какой-то момент я понял, что не могу их подвести.

Один из аргументов моих наставников был в том, чтобы не заострять внимание на каких-то негативных моментах нашей жизни, а заниматься собой. «Мети на своей улице, а другие сделают выводы для себя сами», — говорили мне.

Еще находясь в наркологии, я составил список людей, которым навредил своими поступками. Таких набралось около 150 человек. Я выписался, устроился на работу, стал получать хорошую зарплату и постепенно начал навещать каждого из своего списка.

Особенно больно было идти к крестной. Однажды, это было еще 15 лет назад, ее настолько переполнила обида за мое поведение, что она в сердцах меня прокляла. «Чтоб ты сдох!» — так и сказала. Я пришел к ней, а ее семья меня не пускает. Оказалось, что совсем недавно крестная перенесла инсульт и была в тяжелом состоянии. Но я не мог уйти. Выслушивая поток обвинений со стороны родственников в свой адрес, я стоял и ждал. Наконец, ее вывели.

Я сказал ей короткую и, в общем-то, дежурную фразу, которую говорил всем:

— Тетя, прости меня! Если могу тебе чем-то помочь — ты только скажи, и я сделаю все, о чем попросишь.

Она простила меня. Более того — призналась, что с этого дня я избавил ее от злобы, которая не давала ей покоя 15 лет.

После «завязки»

Вместе с такими же, как я, бывшими пациентами наркологии, мы в своем городе Крымске создали группу анонимных наркоманов. Однажды у нас зашел разговор о том, кто и как научился испытывать радость после «завязки». Одни признавались, что радовались покупке дорогого смартфона на свои честно заработанные деньги. Другим было приятно приобрести брендовые кроссовки. А я сегодня испытываю радость просто от того, что могу проснуться, сделать зарядку и по пути на работу встретить рассвет. Он всякий раз — разный, но каждый новый — удивительнее предыдущего. И я с нетерпением жду, в каких же оттенках взойдет завтрашнее солнце…

Мнение

Елена Семикина, заведующая реабилитационным отделением Красноармейского филиала краевого наркологического диспансера, врач психиатр-нарколог:
— Вывести человека из физической зависимости, избавить его от детоксикации и провести лечение сопутствующих заболеваний, которыми страдают практически всех наркоманы и алкоголики — это только полдела. Порой приходится начинать с самого элементарного — учить этих взрослых мужчин ухаживать за собой: заправлять постель, принимать душ, следить за гигиеной. И так, постепенно, доходим до сознания каждого, чтобы он вернулся в общество полноценным человеком, уважающим себя и окружающих. У нас нет решеток и колючей проволоки. Мы никого не держим насильно. Но после выписки многие приходят просто, чтобы поделиться хорошими новостями. Так, недавно один бывший пациент прислал мне видео своего первого прыжка с парашютом. «Ради этого стоит жить», — признался он.

Цифры

1 065 человек прошли реабилитационный курс в Красноармейском филиале краевого наркодиспансера с 2013 года.
588 из них — с алкогольной зависимостью.
477 — с наркотической.
23,7 % вылеченных находятся в ремиссии до двух лет.
22 % — не употребляют психотропные вещества уже более двух лет.
Встанице