Андрей Матвеев рассказал, что такое спортивный туризм по-полтавски

Инструктор по спортивному туризму уверен, что детям лучше выпускать свою энергию в походах, чем сидеть в телефонах

Фото "Голоса правды"

Юлия Карпенко

Туристский клуб при СОШ №6 с символичным названием «СССР» был создан не так давно — в 2018 году. И многих сегодня удивляет: как за такое короткое время в станице выросла команда, занимающая призовые места на всех краевых и межрайонных соревнованиях. О том, что такое спортивный туризм по-полтавски  — наш разговор с учителем географии, инструктором по альпинизму и тренером юных искателей приключений Андреем Матвеевым.

— Андрей Петрович, наставники нашей журналистской братии говорят так: «Хочешь, чтобы каждый твой новый день был не похож на предыдущий — иди работать в СМИ!». Что говорите вы начинающим туристам?

— «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал…» Ну а если серьезно — все зависит от возраста моих воспитанников. Перед младшей группой бесполезно ставить какие-то высокие цели. Для них спортивный туризм — это просто новые впечатления и единоборство с соперником. Потом, когда ребята взрослеют, я уже более пристально смотрю на их отношение к соревнованиям. Если идет акцент на творческое самовыражение — это одно. Например, у нас часто проводятся конкурсы песен, и здесь лишние очки нам тоже не помешают. Но тогда туризм останется для ребенка просто одним из видов его досуга. А вот когда есть реальное желание и умение бороться за результат, воля к победе и целеустремленность, то здесь уже нужен серьезный психологический настрой. На дистанции я учу своих ребят быть эгоистами. Только с таким подходом можно лидировать в спорте. Но! На маршруте, в походе, в команде нужно уметь жертвовать чем-то своим самым сокровенным ради другого. А еще — сострадать и помогать товарищам даже в ущерб себе. Иначе в экстремальных испытаниях не выжить. А туризм — это всегда экстрим.

— Название «СССР» — это от тоски по советским временам?

— У аббревиатуры нашего названия несколько расшифровок. Первая и определяющая — «сила, смелость, стойкость, разум». Вторая — негласная: «сами себе создаем радость». Ну и, конечно, то, чем я начал заниматься с ребятами, напомнило мне счастливое советское детство. Я ходил в походы, еще будучи учеником моей любимой школы №6. Энтузиастами турслетов тогда были педагоги Борис Григорьевич Перунов и Сергей Васильевич Беляев. И вот с тех пор туризм прочно врос в мои сознание и подсознание. Когда я учился в Армавирском пединституте, получил дополнительную квалификацию — «инструктор по альпинизму». Но с ребятами в школе до недавних пор больше занимался армрестлингом. И вот в 2013 году руководители станции туризма и экскурсий Сергей Корж и Владимир Николаевич Харинов пригласили меня поучаствовать с детьми в муниципальном походе. Потом мы съездили на краевые соревнования, побывали еще на нескольких подобных мероприятиях, и что-то, наверное, «щелкнуло» в моей голове. Увидел, какую радость это доставляет юным путешественникам, как у них горят глаза, как походы их преображают. И как-то постепенно переключился на этот вид спорта, открыл в школе кружок юных туристов. А потом Сергей Корж предложил мне вести занятия и в качестве тренера станции туризма. И все закрутилось.

Поначалу родители относились к туризму с опаской, боялись отпускать 11-12-летних девочек в горы, где температура воздуха даже летом опускается по ночам до 2-3-х градусов. Да и вообще — обстановка в мире неспокойная — только и слышишь то про маньяков, то про террористов. Но в нашем родительском активе есть мамы, которые знают меня давно и доверяют моему опыту. Вот они и убедили других родителей, и мы начали создавать команду. Дети сами придумали эскиз формы. Мамы и папы сбросились на ее пошив. А со снаряжением помог депутат ЗСК Сергей Кизинек. Конечно, на первых порах было трудно. Поездки, инвентарь, продукты — все это финансировалось родителями. Да оно и понятно: тогда о нас еще никто не знал. Но как только мы начали добиваться первых результатов — лед потихоньку тронулся. А когда о нас написали в районной газете (за что вам огромное спасибо), отношение к команде изменилось в корне. В нас поверили и стали поддерживать как морально, так и финансово.

— Общение с природой как-то меняет детей?

— Они становятся социально взрослее. Во-первых, в походах, на соревнованиях ребята дают выход своей энергии, снимают стресс физическими нагрузками. Поэтому дома у них не возникает желания залезть на стройку, сломать лавочку, перевернуть урну и так далее. Во-вторых, они не живут там по принципу «каждый сам за себя». Те, кто не может жертвовать собой ради команды, у нас не приживаются. Старшие в нашем клубе никогда не проявляют высокомерия по отношению к младшим, а наоборот — помогают, подсказывают, учат. И те порой понимают старшеклассников лучше, чем меня, хотя часто говорим мы об одном и том же. Но это же здорово! И ведь я не вдалбливаю им прописных истин типа «уступи тем, кто младше» и тому подобных очевидных вещей. Это приходит к ним как-то само собой. Единственное, о чем мы договариваемся на соревнованиях — поведение должно быть безупречным, чтобы не подвести свою команду. На краевых турнирах очки могут снять не только за брошенный мусор, но даже за невзначай брошенное нецензурное слово. Мои воспитанники это знают и берегут свою репутацию.

— А как проходят ваши тренировки? Ведь у нас здесь плавни, а не горы?

— Да, первое время, когда мы приезжали соревноваться с командами, тренировавшимися в условиях горной местности, на нас смотрели свысока. Удивлялись: мол, а что, в Полтавской тоже есть команда по туризму? А мысленно, наверно, крутили пальцами у виска. Представьте, к примеру, на знаменитый открытый турнир республики Адыгея «CLIMBER», куда съезжаются команды со всей России, вдруг заявляются скромные ребята из полтавских плавней. Мы всегда вносим интригу в такие соревнования. Я видел, как на старте стояли четыре спортсмена и просчитывали, кто придет первым, кто вторым, кто третьим. Нашу Кристину Морозову, которая была по плечи своим соперникам, даже никто в расчет не брал. Но именно она тогда лидировала. Потому что взяла не силой, а ловкостью. Эта девочка залезает на веревки, как обезьянка и может легко проскользнуть там, где не протиснется никто другой. Я всегда говорю ребятам: «Если у нас нет возможности тренироваться в горах, и приходится бегать по равнине, значит, просто нужно больше отжиматься и приседать». И, конечно, на территории школы, на средства родителей и спонсоров, мы оборудовали довольно неплохой полигон для тренировок на дистанциях, параллельных переправах и других дисциплинах. Так что, думаю, с базой у нас проблем нет. Ведь победа рождается не в мышцах, а в голове.

— Кто из воспитанников команды «СССР» стал вашей особой гордостью?

— Ребята у нас все хорошие. Если кто и попадается с червоточинкой, тот здесь не задерживается. Сегодня наш костяк — это Виктория Шевченко, Алина Вибе, Кристина Морозова, Алина Никитина, Александра Дылева, Екатерина Корсунова, Дарья Евсеева, Егор Гришаев, Дмитрий Масюк и Кристина Пацера, которая уже выступает за сборную края. Среди тех, кто выпустился, рад за Максима Кулешова, который поступил в физкультурный вуз, Даниила Тяпушина — он получил приписку в десант, Александра Жука  — Саша учится в Славянском техникуме на спасателя. Даниил Котенев получает высшее образование, не связанное с физкультурой, но стержень в нем заложен крепкий. Уверен, что парень, который в походе шел три дня под проливным дождем, отдав все свои сухие вещи девочкам, на всю жизнь останется мужиком — и в жизни, и в семье, и в профессии. И всему этому тоже учит туризм. 

— Как вы считаете, чего не хватает сегодня для развития спортивного туризма?

— Во-первых, это, конечно же, затратный вид спорта. Экипировка для занятий на уровне четвертого класса (это высший класс в спортивном туризме) стоит около 40 тысяч рублей. Одна только каска обходится спортсмену от пяти тысяч и выше. А еще немного огорчает, что у нас сегодня преобладает матриархат. Я не знаю, чем занимаются нынешние мальчишки, но в туризме — повсеместно — преобладают девчата.  Наверное, сегодня ребята предпочитают виртуальное общение и компьютерные игры реальным походам со сверстниками, настоящим испытаниям на прочность. Кто в этом виноват? Думаю, что большей частью — родители. Многие из них спокойно относятся к «зависанию» своих детей в гаджетах с той позиции, что ребенок дома, на глазах у взрослых, а это удобно и не хлопотно. Родительское воспитание заменили смартфоны и компьютеры. И это не примета времени, а большая беда, которая обернется серьезными проблемами для всех нас.

Что же касается нашей команды, то нам везде идут навстречу. Тяжело простаивать без соревнований во время карантина. Но это временно.

Встанице