Ширинбека Фейзуллаевича Сафарова не только знают, но и относятся к нему с глубоким уважением. Он помощник по жизни, он — ветеринарный врач с почти что 50-летним стажем.
Просто Фейзуллаевич
Не успел Сафаров устроиться в совхоз, как появилась заминка: обращаясь к ветеринарному врачу по имени-отчеству, чебургольцы спотыкались на произношении. Кто-то спросил: «А может, как-то упростить?..» Сафаров сказал, посмеиваясь: «Можно просто — Иван!..» В конце-концов сошлись на отчестве Фейзуллаевич. Новый специалист совхоза оказался не только грамотным, но и ответственным. Не было случая, чтобы на помощь не пришел. Днем, ночью, в будни, в праздники ветврач всегда был готов примчаться на ферму. Ему до всего было дело: какие привесы, надои, чем кормят молодняк?.. Сафаров так и говорил: «Самая главная микстура — это рацион».
А еще чебургольский доктор Айболит мог и людям подсказать, как избавиться или уберечься от болячек. Ему верили. Одни верили на слово, другие еще и потому что знали: у врача-универсала два диплома.
К свету
Он родился в высокогорном селении Микик в Дагестане в семье цахуров. Чтобы попасть в ближайшее почтовое отделение, нужно было отмотать по скалистому гребешку склона 12 километров. Ходили и за перевал к азербайджанским родственникам. Туда несли в гостинец сушеное мясо, творог, айран, обратно возвращались с хурмой, лепешками, халвой.
Отец-пастух ушел из жизни, когда Ширинбеку едва исполнилось семь лет. Но мальчишка усвоил родительский завет про то, что ученье — свет. А свет в религиозной культуре цахуров — это все. Самое страшное проклятие так и звучит: «Чтоб погас свет в твоем доме…»
Как ни трудно было матери растить четверых детей, все, кто хотел — получили образование. Ширинбек закончил Махачкалинское медицинское училище. А потом, «не угомонившись», как он сам говорит, еще и факультет ветеринарной медицины Дагестанского сельхозинститута.
Кубанский рентген
…С Сафаровым мы разговариваем во дворике его чебургольского дома. Даже в ноябре он утопает в цветах, и в этом, как оказалось, тоже есть свои знаки. Имя жены Чичек переводится как цветок. Как тут без розочек, хризантем и еще чего-то красивого?! Спрашиваю Фейзуллаевича, почему крен он сделал в ветеринарию.
— Наверное, потому что вырос в местах, где скотоводство было хлебом насущным, — объясняет он. — Это мне ближе.
— А на Кубань как попали?
— Я здесь в армии служил. Много ездил, много видел. И… потерял сердце. А жить надо там, где сердцу уютно.
Это не просто красивые слова. Армейские начальники учли наличие медицинского образования, и новобранец был приставлен в качестве лаборанта к рентгеномобилю. Так и курсировал солдат Ширинбек от одной воинской части к другой. Изъездил весь край и понял: если он и решит сменить местожительства, то это будет Кубань.
Так все и вышло. Уже будучи отцом троих детей, он перевез семью сначала в поселок Элитный, а через несколько лет и в Чебурголь, где его сразу же обеспечили от совхоза жильем. Кстати, руководивший в то время хозяйством Петр Кирий был едва ли не единственным, кто всегда обращался к ветврачу по имени-отчеству, выговаривая его без запинки.
Абаттей
Сложно ли было приживаться на новом месте? Нет. Фейзуллаевич считал и считает, что чужаков люди примут хорошо, если жить по закону, в ладу с соседями, с коллегами. Собственно, так было и в его родном селении Микик, где на 60 дворов набиралось 6 национальностей, а в самом Дагестане — их больше ста. Как тут без взаимоуважения, терпимости и дружбы? Никак…
В Чебургольской Ширинбек заценил борщ, галушки, пампушки. Все остальное — как будто с цахурского стола. По большому счету только в названиях и разница: пельмени — гырц, блинчики — маххвара, лапша с молоком — быджак. Чему противницей была и остается его Чичек Идаятовна, так это свинины: «Чтоб духу, говорит, ее не было».
Муж подчиняется. Это в неписанных законах цахуров: мужчина (абаттей) — главный по хозяйству, а на кухне владычица — женщина. Как скажет, так и будет.
Кодекс праотцов
На протяжении всей своей истории цахуры исповедовали три религии: зороастризм (древнейшее из верований), христианство и ислам. Но ни в одной из них не было радикализма, подрывающего основы учений. Жить в мире и согласии с братом, сватом, соседом — это то, что было сердцевиной мировоззрения. Сафаров, хорошо знающий путь своего народа, ссылается на стародавние времена, когда в родовом высокогорье не было вождя, того человека, который бы в общепринятом смысле был правителем. С этой ролью справлялся хатиб, то есть проповедник. Отсюда закрепившийся и ушедший в века моральный кодекс…
Правда, это не помешало маленькому народу оказать сопротивление монгольскому войску. Взять цахурскую крепость грозные завоеватели так и не смогли.
Что в имени твоем
Имя дочери Сафаровых — Багдагуль — тоже означает цветок, но уже с конкретикой — сада. «Цветок сада» пошла по стопам отца. Она ветеринарный врач и работает в управлении ветеринарии Краснодарского края. Сын Нарудин — агроном в соседнем Калининском районе. Второй сын Абдул — в чебургольской школе преподает математику.
Выяснилось, что имя учитель получил благодаря другу Фейзуллаевича Абдулу, заехавшему однажды к ним в аул скоротать вечерок. Как раз в это время Чичек разрешилась от бремени и родившегося мальчика назвали в честь гостя. Вот это и есть высокий градус уважения к тому, кто тебе товарищ, а тем более – гость. Это в духе цахуров.
Привал
По факту Ширинбек Фейзуллаевич ушел на пенсию в 70 лет. Он бы еще бегал по фермам и лечил своих коровушек, но Багдагуль, она же Цветок сада, на юбилее отца произнесла тост, смысл которого был витиеват, как горная тропа, но точен в адресности. Сказано было примерно так: дальняя дорога утомит любого путника и потребует отдыха. Абаттей, он и в Чебургольской абаттей, но наш решил: будет правильным подчиниться.
Сегодня Ширинбеку Фейзуллаевичу 78 лет, а он — молодец. Огород держит в порядке, а когда его Чичек прибаливает, он и на клумбах не считает зазорным прибраться. Как же?! Здесь цветы Сафаровых!..
Факт
Уже в наше время (2008 год) выяснилось: примерно 10 тысяч цахуров проживают в республике Дагестан и еще около 20 тысяч в Азербайджане. Отдельные семьи обосновались в Саратове, Санкт-Петербурге, Нижневартовске и в других городах РФ, называя себя россиянами.