Она уверена: детей нужно стимулировать к труду, самостоятельности и заряжать энергией
Евгения Ведерникова вполне могла бы облегчить себе жизнь. Например, купить сыну комфортную инвалидную коляску и оформить ему домашнее обучение. Все это положено ребенку с диагнозом ДЦП. Но вместо этого она каждый день возит Валеру в техникум, потом — на тренировки. А еще — сопровождает на соревнования и делает все, чтобы он жил полноценной жизнью.
Обычный ученик
Занятия в техникуме начинаются в 8 утра. До этого времени Евгении нужно накормить всю семью, проводить в школу младшего сына Рому, помочь собраться старшему Валере. Хотя сегодня он делает все сам, для подростка, страдающего ДЦП, это не так просто.
Глядя на улыбчивого парня, не скажешь, что с ним что-то не так. А все благодаря тому, что уже 16 лет они вместе с мамой упорно борются с болезнью, не обращая внимания на сомнения многочисленных пессимистов.
Приведя мальчика в первый класс мурманской школы, Евгения встретила неодобрительный взгляд учительницы.
— Почему вы не оформите домашнее обучение? — спросила педагог.
— А если бы ваш ребенок оказался в подобной ситуации, вы бы тоже держали его взаперти? — задала встречный вопрос Ведерникова.
Так Валера стал обычным учеником. Он никогда не сталкивался с насмешками сверстников. Наоборот, ребята всегда и во всем ему помогали как в Мурманске, так и в Полтавской. Хотя поначалу и здесь, в СОШ №4, учителя беспокоились: справится ли ребенок-инвалид с самостоятельным обучением?
Пример для одноклассников
Первое время, приводя сына на уроки, Евгения ждала его в коридоре. Больше для успокоения педагогов: на случай, если ему вдруг понадобится помощь. Ведь мальчик мог упасть на неровной поверхности, да и с застежками портфеля справлялся с трудом: правая рука у него нерабочая. Но вскоре классный руководитель — Светлана Ефимченко — пожалела маму:
— Что же вы тут сидите целый день? Валера — самостоятельный парень. А если с чем-то и возникнут трудности — ребята его не бросят.
И, действительно, одноклассники и портфель помогали ему собрать, и подстраховывали, чтобы не споткнулся где-нибудь. После уроков были еще и дополнительные занятия и репетиторы — приходилось, конечно, обходиться без посторонней помощи. Юноша все это стойко выдержал. А когда мама пристыдила его за то, что школьный охранник застегивает ему куртку, парень в течение нескольких вечеров учился справляться с замком. И теперь вполне обходится без помощников. Он и домой из школы научился ходить сам. Хотя путь неблизкий. Как-то дети писали сочинение на тему «Кого бы вы поставили себе в пример?». И многие посвятили свои работы Валере Ведерникову.
Сегодня он — студент Северо-Кавказского техникума «Знание». Выдерживать четыре пары для парня с ДЦП, конечно, испытание. Один раз он попытался надавить на мамину жалость, обидевшись, что она не дает ему никаких поблажек. Но Евгения убедила сына: трудно в той или иной степени всем. А Валере, как никому другому, нужно научиться самостоятельности. Ведь родители не всегда будут рядом с ним.
Никаких колясок!
Когда-то и сама молодая мама Женя не могла понять: за что ей досталась такая судьба? Но однажды по телевизору услышала разговор со священником. Он тогда сказал, как будто обращаясь прямо к ней: «Нам даются именно такие испытания, которые мы в силах преодолеть. И если порой кажется, что ваша судьба тяжелее, чем у других, значит, вы — сильный человек». После этого Евгения перестала плакать, взяла себя в руки и начала бороться за здоровье сына.
Малышу было около года, когда врачи поставили ему страшный диагноз. Приостановить развитие болезни родители пытались всеми существующими методами. Пробовали и апитерапию (лечение пчелами), и иглоукалывание. Мама регулярно ложилась с сыном в больницу. Он прошел через шесть операций. А после процедуры подрезания сухожилий, которую мальчику сделали в пять лет, Валера постепенно встал на ноги.
— У меня сложилось определенное предубеждение к инвалидным коляскам, — рассказывает Евгения. — Мне казалось, что если мой ребенок хоть однажды сядет в нее, то уже больше никогда не встанет.
Так, потихоньку, она старалась все время давать сыну определенную физическую нагрузку. Пока Ведерниковы жили в Мурманске, водила Валеру на занятия йогой. Переехав в Полтавскую, стала возить его в бассейн в Славянск-на-Кубани. А от районного клуба параспортсменов «Дельфин» парень стабильно участвует в соревнованиях по бочче. И мама — всегда рядом с ним.
Карьера мамы
Лучший мамин помощник — это младший сын Рома. Он родился абсолютно здоровым ребенком, и ему порой достается основная работа по дому. Но парнишка все успевает. В бассейн они ездят вместе с братом. Пока один плавает, другой делает уроки, и наоборот. Рома даже умудряется заниматься стрельбой в тире, ведь он решил стать юнармейцем.
Насколько трудно при всем этом маме — остается за кадром. Конечно, муж Александр сегодня — военный пенсионер, и теперь всегда рядом. Но были времена, когда дети и дом полностью лежали только на маме. Папа-подводник постоянно находился на службе.
Евгения вспоминает, как зимой в Мурманске, собираясь в больницу с Валерой, вынуждена была пешком подниматься с ребенком к остановке маршрутки, находившейся на взгорье. Так как их дом стоял в низине, то во время гололеда машина не могла туда подъехать. Ко всему прочему, жили тогда Ведерниковы на четвертом этаже. Опускаясь и поднимаясь в квартиру с двумя маленькими детьми, Женя заработала себе грыжу позвоночника. Спину лечила уже здесь, на Кубани.
Иногда она спрашивает себя: «Как бы сложилась моя жизнь, если бы старший сын был здоров?». Конечно, Евгения пошла бы работать и с таким сильным характером наверняка бы сделала успешную карьеру. Но тогда это была бы совсем другая история…