Опыт корреспондента «Голоса правды» Александра Косенко сделал его одним из лучших газетчиков Кубани

Он занимается не только журналистикой, но и проявил себя в других творческих сферах

Более месяца Александр Косенко учился искусству звонаря на курсах при Краснодарском государственном университете культуры./Фото из архива "Голоса правды".

Жизненный опыт и неистощимый творческий запал сделали Александра Косенко одним из лучших газетчиков Кубани.

Художественный руководитель ДК, инструктор РК КПСС, заведующий отделом культуры, помощник и заместитель главы района, завотделом писем районной газеты «Голос правды» — все это вехи биографии журналиста Александра Косенко. Где бы ни работал — всегда был нужен. Как журналист, хорошо знающий историю казачества и православной культуры, он подготовил не один десяток публикаций, которые используются учителями школ на уроках кубановедения. Как патриот малой родины — премного положил труда, чтобы восстановить имена всех атаманов станицы Полтавской и ее георгиевских кавалеров. Вернул из небытия две тысячи фамилий полтавчан, высланных в Сибирь и Урал на стыке 1929-1932 годов. Одна из последних работ Александра Косенко — книга об истории Октябрьского сельского поселения «Над быстрой Кубанью». Здесь он вновь оказался верен себе: под обложкой было собрано три тысячи (!) фамилий людей неординарных, талантливых, полезных — славно отличившихся в труде, защищавших Отечество.

Шляпник

Как-то раз увидел школьник Саша Косенко деда Василия Артюха в соломенной шляпе брыле и, узнав, что этот замечательный головной убор не из магазина, а, фактически, с грядки огорода, напросился к станичнику в гости. Дед ввел в курс непростого дела: сначала надо вырастить жито, запастись соломкой, потом — терпением, и — «тыць-тыць-тыць» — брыль готов.

Не все было просто с этим «тыць-тыць», тем не менее, Саша научился и колосовую культуру выращивать, и шляпы плести. За пятьдесят лет он их сделал… очень много. Если только в район приезжал важный гость, у встречающей стороны не было забот с подарком на память — шляпу ему. Благодаря Косенко с покрытой головой в яростное солнышко ходит пер[1]вый атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов, атаман Кубанского казачьего войска за рубежом Александр Певнев и другие.

Собиратель

В классе третьем Саша Косенко записал в ученическую тетрадку понравившуюся старинную песню-думу. Ее он услышал на вечерних посиделках своей великовозрастной родни. Волею судеб тетрадь не канула в Лету, а нашлась спустя двадцать лет. Как раз в это время Александр работал худруком в ДК станицы Старонижестеблиевской и опекал хор ветеранов, где самой молодой из участниц была семидесятилетняя тетя Маруся. Вот эти хористки и дали богатейший фольклорный материал. Собирательство песен для Косенко было делом попутным. Между тем, получилось очень продуктивно: в тетрадках «осело» более 100 народных произведений. В нулевые в район приезжал профессор Донецкого госуниверситета Степан Мишанич. Встретившись с Косенко и узнав про его песенную скарбницу, он воскликнул: «Вы представить себе не можете, каким сокровищем обладаете!..» Увы… Это сокровище по сей день не издано, потому что его хозяин — не пробивной человек, и не положено на ноты, потому как гармонист Косенко так и остался в смысле нот — безграмотным. Но не все потеряно. Пока — не все. У Александра Николаевича — абсолютный слух, и любую из ста записанных им песен он может напеть.

Атаман

Огромная работа по возрождению казачества в Красноармейском районе (1990 год) выпала на долю оргкомитета из семи человек. Среди них был и Александр Косенко. Вторым атаманом Полтавского районного казачьего общества в 1992-м был избран Александр Николаевич. У руля он пробыл 10 лет. За эти годы изменилась структура общества, и произошли знаковые события. Например, строительство часовни в память о репрессированных казаках, возвращение исконного названия — Полтавская — станице Красноармейской, что стало важным актом исторической справедливости. Кстати сказать, это единственный пример в новейшей истории Кубани, хотя жестокое разказачивание и выселение пережили еще три станицы. За годы атаманства Александра Косенко численность Общества возросла в три раза и достигла почти 700 человек. Подрос в чинах и сам атаман — с сотника до войскового старшины, что соответствует армейскому званию подполковника.

Поэт

Делегация Кубанского казачьего войска ехала поездом в Москву на одно из мероприятий, посвященных Дню Победы. Кто как коротал время, а атаман Александр Косенко, зарядившись душевным весельем компании, стал сочинять стихотворные байки, где действующими лицами были самые харизматичные его товарищи. Так начался творческий путь в поэзию. Занятно то, что сатирические и просто смешные, ненавязчиво-поучительные стихи писались на местной  балачке — суржике,  как говорят на Кубани. Это нечто среднее между русским языком и украинским, да еще «присыпанное» донским диалектом. Свои «брехеньки» автор объединил под точным по смыслу названием «Чудасии». Небезынтересно то, что Косенко не хуже русского знает украинский язык. Он его изучил, чтобы понимать глубинный смысл записанных украинских и кубанских песен — сердцем чувствовать. С изданием «Чудасий» тоже как-то не сложилось. Деньги обещал найти даже один из глав района, но под гнетом государственных забот этого не случилось…

Певец

Как-то на казачьем сборе Александра Косенко, Валерия Миргородского и Игоря Палюха попросили порадовать людей доброй песней. Так и образовалось мужское вокальное трио «Малиновый клин». Где только казаки ни выступали за четверть века творческого пути! И хуторской клуб был им сценой, и дворцы культуры региональных столиц. Апогеем полтавских песняров стало выступление в 1997 году на сцене Национальной оперы Украины в Киеве, где проходил Международный форум украинцев.

Трио «Малиновый клин»

Звонарь

Когда звонницу храма Рождества Пресвятой Борогородицы в станице Полтавской укомплектовали колоколами, стало понятно, что сделано только полдела: звонаря-то нет. И вдруг забрезжила надежда: настоятель храма иеромонах Симеон (ныне — архимандрит) вспомнил, как однажды среди пришедших пообщаться с ним казаков нашелся охотник позвонить в тогда еще одинокий колокол-благовестник. Батюшка разрешил… Долго уговаривать Александра Николаевича не пришлось: редкому искусству он обучился на курсах при Краснодарском государственном университете культуры. И вот уже более 15 лет звонит во все колокола храма Рождества Пресвятой Богородицы. К сказанному добавим: Александр Николаевич Косенко — заслуженный работник культуры Кубани, Почетный гражданин станицы Полтавской и единственный журналист сельского печатного издания Кубани, удостоенный архиерейской грамоты «В благословение за усердные труды во славу Святой Церкви».

Встанице