Коронавирус в Краснодарском крае. Официальная информация

Игроки и тренеры полтавского «Кировца» считают, что у мотобола есть будущее

Но полупустые трибуны на матчах последних лет говорят об обратном

Тренировка юношейской команды "Кировец". Фото «Голоса правды»

Земля риса, лотосов и мотобола — этими словами характеризовался Красноармейский район на протяжении многих лет. Но если с первыми двумя составляющими у нас все еще более-менее стабильно, то достижений в нашем любимом виде спорта с каждым годом все меньше. Есть ли перспективы у мотобола? Пытаемся разобраться вместе с тренерами, игроками, ветеранами мотобола и чиновниками.

Размыкая круг…

Сегодня мотобол развивается под эгидой созданной районной администрацией несколько лет назад спортивной школы «Кировец». И у мотоболистов есть неплохие результаты. В 2018 году юношеская команда взяла серебро на первенстве Кубани, а в прошлом году взрослый состав «Кировца» занял третье место в крае.

Первенство России прошлого года — как среди юношей, так и среди юниоров и взрослых — состоялось именно в нашем районе. Все его участники отметили более чем достойный уровень подготовки соревнований. Однако в лидеры по стране игроки «Кировца» выбиться не смогли — подвела техника.

— Мотоциклам, на которых тренируются сегодня ребята — больше 20 лет, — рассказывает руководитель спортшколы Владимир Ревенко. — И запчасти на них купить невозможно. Ищем местных токарей, которые пытаются что-то выточить. Можно, конечно, тренироваться на китайских моделях питбайков, они недорогие, и мы закупили их для младшей возрастной группы. Но это кроссовая техника, и для игры она не годится — быстро гнется, ломается. Приходится усиливать защиту, что-то изобретать, мастерить. С одной стороны, это хорошо — у детей развивается техническое мышление. А с другой — тормозится тренировочный процесс. И все же приходится приспосабливаться, ведь покупку мощной японской техники наш бюджет вряд ли осилит — уж больно цены на нее кусаются. А в России подходящих для мотобола спортивных мотоциклов не производят. Нам даже мотобольные мячи поставляют из-за границы.

Команда молодости нашей

В Красноармейском районе мотобольная команда была организована при колхозе имени Кирова в 1981 году. Ее так и назвали — «Кировец». Основателем стал председатель колхоза Николай Поляков, а куратором — парторг Григорий Галицын. Сельхозпредприятие полностью взяло на себя расходы по развитию этого вида спорта, который очень быстро стал одним из символов района. Закупалось достаточное количество техники, у игроков была зарплата и, конечно же, оплачивались выезды команды на соревнования всех уровней — от краевого до международного.

Первым тренером «Кировца» был Юрий Воронцов. Его пригласили в наш район из города Элисты как одного из сильнейших профессионалов. И уже в год своего основания районная мотобольная команда стала чемпионом Краснодарского края, а в 1982-м заняла 5-е место в чемпионате РСФСР.

Играющий тренер Воронцов, помимо своего спортивного мастерства, обладал еще и природной организаторской жилкой. Тренировки, финансовое обеспечение, ремонт техники, закупка запчастей — все у него было поставлено на отлаженные рельсы, и ни в чем не было сбоев.

Юрий Николаевич отлично разбирался в людях: перспективного спортсмена вычислял одним взглядом. Как, к примеру, Виктора Кривого. Его он увидел на волейбольном матче и пригласил в команду.  Виктор быстро стал вратарем «Кировца», а затем и вовсе — «универсальным солдатом» мотобола, кумиром всех поклонников этой игры, капитаном команды и играющим тренером.

Вырастил Воронцов и таких мощных мотоболистов, как Сергей Шкурихин, Николай Ванюков, Сергей Щербина, Виктор Пустык и других наших мотобольных звезд. Сплоченная команда стала визитной карточкой района. В 1986 году «Кировец» завоевал на чемпионате России первое место в первой лиге. А с 1987 года неизменно играл в высшем дивизионе. В 1997 году Виктора Кривого признали лучшим игроком чемпионата Европы.

Звездный состав команды «Кировец» начала 2000-х годов. Слева направо: механик Николай Щербина, игроки Александр Кузьменко, Сергей Шкурихин, Виктор Кривой, Николай Ванюков, Сергей Щербина и вратарь Виктор Пустык. Фото Виктора Кривого

Когда в 90-х колхоз обанкротился, содержание команды взял на себя районный бюджет. В это лихое время перебои с выплатой зарплаты не были редкостью, не избежали финансовых проблем и мотоболисты, но они не сдавались. Открыли свою СТО и начали зарабатывать на тренировки и соревнования. В 2000-х поддержка нашего «железного» спорта из районного бюджета возобновилась, и «Кировец» стал постоянным призером и победителем краевых турниров. Восемь раз наши мотоболисты становились серебряными призерами России. Старонижестеблиевский ВИА «Время» тогда перед всеми «домашними» матчами исполнял знаменитую песню «Команда молодости нашей», посвящая ее «Кировцу».

В последние годы район значительно расширил количество развивающихся видов спорта. Высокие результаты стали показывать лучники, боксеры, армрестлеры и многие другие спортсмены. Начали строиться спортивные объекты, и все это потребовало от районного бюджета строгой экономии и скрупулезного подхода к распределению затрат таким образом, чтобы никого не обидеть. Зарплату игрокам «Кировца» уже не платят. Но тренерская работа оплачивается в полном объеме.

Что делать?

Тишина на мотобольных трибунах района в нынешнем году — это последствия карантина, который сбил отлаженный график тренировок и не позволил серьезно подготовиться к выходу на поле. В связи с этим, а также по причине все еще не спадающей пандемии коронавируса, районный отдел спорта решил сделать паузу и не отправлять наших спортсменов на Кубок России. Только игрок команды «Кировец-3» десятиклассник Даниил Шарый рискнул выступить в составе староминской «Зари» и вместе с ее спортсменами завоевал звание серебряного призера.

Наши мотоболисты полны оптимизма. Не получилось выступить в нынешнем году — дадим жару в следующем, заявляют они.  Средний возраст игроков взрослой команды — около 30 лет. Среди них есть студенты, рабочая молодежь. Да и тренер Николай Ванюков еще выступает на соревнованиях.

В двух детских командах сейчас насчитывается по восемь человек. Ребята занимаются вместе со взрослыми четыре раза в неделю, и настрой у них более чем боевой. Да, мотоциклы им достались повидавшие виды. А с другой стороны — где они еще смогут научиться ездить на настоящей скоростной технике? И хоть в районе много других спортивных секций, тот, кто освоил управление мотоциклом, уже не захочет бросить своего железного коня.

Только факты

7,4 млн рублей заложено в районном бюджете текущего года на поддержку спортшколы «Кировец», в которую входят секции по мотоболу, армспорту, настольному теннису и физкультурно-спортивный клуб инвалидов «Дельфин».

И все же, насмотря на оптимизм игроков, на трибунах болельщиков все меньше. На некоторых матчах желающих посмотреть игру едва набирается 50 человек. Сами спортсмены, к кому мы обращались, этот факт комментируют неохотно… 

В ближайших номерах мы продолжим разговор о будущем мотобола в районе, о том почему на трибунах все меньше болельщиков и что нужно предпринять, чтобы этот вид спорта вызывал интерес. Ждем мнений и откликов.

Виктор Кривой, руководитель команды «Кировец» с 1993 по 2011 годы:

— Любой вид спорта, если он претендует на профессиональный ранг, требует больших затрат. Сейчас такое время: всем нам живется нелегко, вот и в мотоболе одна проблема цепляется за другую. Я думаю, что как только повысится уровень жизни в целом по стране, то и на мотобол найдутся средства.

Сергей Шкурихин, ветеран команды «Кировец», чемпион России 1993 года:

— Чтобы наша команда была серьезным конкурентом на уровне России, игрокам нужно платить зарплату. Ведь, если человек работает в другом месте, он не может быть полноценным игроком. Один раз начальник отпустит его на соревнования, а потом скажет: пиши заявление на увольнение. И, конечно, необходимо вкладывать серьезные средства в закупку техники и создание достойных условий для тренировок. Вот тогда мы смогли бы «пободаться» с той же «Зарей» и даже с «Металлургом».

Николай Ванюков, тренер команды «Кировец»:

— Я все понимаю, да, мотобол — затратный вид спорта. Но ведь он — один из самых зрелищных, и, в определенном смысле, это достояние нашего района. Как бы ни хотелось нам обновления техники и снаряжения, мы рады и тому, что есть. Младшей группе бы только закупить еще хотя бы четыре мопеда, ведь дети тренируются всего на двух китайских питбайках.

А юноши даже на технике двадцатилетнего возраста занимаются с азартом и желанием. Я считаю, что зря наш «Кировец» не отправили на осенние соревнования. Спортсмены тренируются для того, чтобы состязаться.

Одна игра на Кубке стоит пяти тренировок. И я не согласен, что мотобол умирает. Мы не дадим ему умереть.

Даниил Шарый, игрок юношеской команды «Кировец-3»:

— Мотоболом я занимаюсь с десяти лет. За это время было всякое — травмы, падения, поломки техники. Но все это забывается, когда удается выбить мяч у соперника и с разгону отправить его в ворота.

После школы я хочу получить военную специальность. Но мотобол все равно не брошу. Не представляю свою жизнь без этого экстремального спорта.

Евгений Пустык, вратарь команды «Кировец»:

— Когда-то в «Кировце» играл мой отец, а теперь на воротах стою я. Сегодня нашей команде приходится непросто, но с мотоболом такая картина практически по всей России. Разве что только подмосковному «Металлургу» повезло больше, чем остальным. Но наша техника еще послужит. За каждым игроком в «Кировце» закреплен свой мотоцикл, который он, по мере сил, поддерживает в рабочем состоянии: красит, разбирает, ремонтирует. Мне, в основном, приходится постоянно штопать мячи. Но есть такая вещь — силиконовый клей. Обработаешь им швы, и они держатся, как влитые. Так что в мотобол мы будем играть, как говорится, при любой погоде.

Дмитрий Смирнов, руководитель отдела по физкультуре и спорту:

— Районная администрация сегодня в равной степени уделяет внимание всем видам спорта. И мы не оставляем мотоболистов один на один с их проблемами. Мотобольным командам выделяются средства на бензин, на запчасти, на участие в соревнованиях и на другие расходы. Например, на днях в тренажерный зал «Кировца» поступил обеззараживающий рециркулятор воздуха, а антисептическими средствами и масками, для возобновления тренировочного процесса, мы обеспечили мотоболистов в полном объеме еще в августе. Да, необходимо заасфальтировать поле, но для бюджета это выльется в приличную сумму. Да, нужны новые мотоциклы, но стоимость подходящей для ребят техники обойдется как минимум в 250 тысяч рублей за одну транспортную единицу.

В сравнении: за эти же деньги, к примеру, можно купить три борцовских ковра с полным снаряжением, что обеспечит занятость до 100 человек. К тому же у нас на подходе два серьезных спортивных объекта — спортзал для единоборств и бассейн в станице Полтавской. Основные средства на их строительство поступят из регионального бюджета, но и району придется нести миллионные затраты.

Если обратиться к опыту староминчан, то там за мотоболом стоят серьезные спонсоры. Но и они не вкладываются в него просто так. Ни на один матч здесь не придешь бесплатно. Хочешь посмотреть игру — покупай билет. Трудно даже представить, какое бы поднялось возмущение среди наших болельщиков, если бы мы решили поступить так же.

Но даже несмотря на то, что мотобол переживает трудные времена по всей стране, мы будем поддерживать наши команды, постепенно обновлять технику и участвовать в соревнованиях всех уровней.

Наша справка

Своим появлением мотобол обязан французским энтузиастам. На заре 30-х годов прошлого столетия во Франции стали появляться общества мотоциклистов, которые и придумали необычную игру. Датой рождения нового вида спорта принято считать 1931 год. Именно тогда состоялся первый неофициальный чемпионат Франции по мотоболу. В Советском Союзе мотобол начал развиваться с 1937 года. Пионерами его продвижения в массы стали студенты столичного института физической культуры. В середине 50-х годов ХХ столетия мотобол становится международным видом спорта.