Крупчанин Николай Сторчак участвовал в строительстве БАМа

Уроженец Красноармейского района был комиссаром отряда «Кубань»

Фото пресс-службы администрации района

В 1974 году на XVII съезде ВЛКСМ был объявлен ударной комсомольской стройкой БАМ. А в подтверждение тому — принято решение организовать отправку в Западную Сибирь и на Дальний Восток отрядов из числа передовой молодежи. Был такой сформирован и в Краснодарском крае. Назывался он «Кубань», а его комиссаром стал уроженец Красноармейского района Николай Сторчак.

На БАМ едут только холостяки

Николай Сторчак родился в хуторе Крупской, здесь же закончил школу и поехал в Новороссийск учиться на электрика в СПУ №16. Дальше — как по накатанной. После службы в армии — вагоноремонтный завод, где парень показал себя добросовестным и грамотным рабочим. Так бы и катиться колесом по жизни, но хотелось чего-то большего, каких-то испытаний, преодолений.

Секретарь заводского райкома комсомола выслушал «хотелку» молодого электрика и сказал: «Строится какой-то БАМ. Поедешь?»

Вот так, незатейливо, Сторчак попал в двадцатку избранных — собранных со всех районов края комсомольцев. Им даже на собеседовании в Краснодаре толком не объяснили, какая ставится задача, как рассказывает Николай Сторчак. Понятно было одно — важная, потому что посланцы съезда должны были быть холостыми. Парня из Сочи, который расписался со своей возлюбленной за день до отправки, «вычислили» и вернули домой.

Факт

Байкало-Амурская магистраль проходит через Восточную Сибирь и Дальний Восток России. Ее протяженность — 4324 километра. Одна из крупнейших железных дорог в мире. БАМ пересекает 11 полноводных рек и проходит через 7 крупных горных хребтов.

Тыл важнее «фронта»

Распределили кубанцев на объект тыловой, но особой важности. Мало было тянуть через таежную глухомань магистраль, нужно было строить поселки, сопутствующую инфраструктуру. Для всего этого следовало запустить в городке Шимановск комбинат строительной индустрии. Из рассказа Николая Сторчака следует: каждый из 20 кубанцев был силен в какой-то профессии. А если требовалось что-то сделать помимо профподготовки, выручали желание и упорство — как тогда говорили, комсомольская дерзость. Комбинат возводили по принципу домино. То есть сдавали в эксплуатацию один объект, и уже на другом пользовались продукцией первого. Таким образом, «пионером» стало бетонное производство. О первом кубе этого важнейшего стройматериала писали все центральные газеты. Отряд «Кубань» к трудовой победе имел самое непосредственное отношение.

Для нас это стало большим событием, — вспоминает Сторчак. — Чувствовали себя героями и радовались как дети.

Да, в 70-е прошлого столетия молодость и комсомол были синонимами. И точно так же — Байкало-Амурская магистраль. Она находилась в руках 25-35-летних молодых людей. Вот и наш Николай Сторчак. Ему в ту пору едва исполнилось 25, а он уже комиссар. Лидер, на которого равнялись. Не было в нем никакой нарочитости: работал в полную силушку, без всяких стеснений шел решать текущие вопросы в штаб Тынды, подбадривал своих ребят, настраивая на волну мужественности. Это в песнях было все покрыто флером романтики. Чего только стоят строки «А я еду, а я еду за мечтами, За туманом и за запахом тайги…». На самом деле житье в вагончиках, работа до седьмого пота, гнус летом, холод зимой… На преодоление всего этого требовались большие ресурсы оптимизма.

Факт

Строительство центральной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло 12 лет. Один из самых сложных участков — Северомуйский тоннель — был введен в постоянную эксплуатацию только в 2003 году.

В ледяной тишине

К зиме стройотрядовцев приодели в полушубки. Кубанцев, естественно — в первую очередь: ведь южане. «Но потом выяснилось: гораздо сложнее перенести акклиматизацию из холода в жару, чем наоборот», — рассказывает Николай Сторчак. Он вспомнил, как однажды работали в 60-градусный мороз и при этом особого дискомфорта не испытывали. Если дымок из печных труб поднимался в небо строго вертикально, ниточкой — значит, в природе установилась ледяная тишина. А она — просто Гагры, по сравнению с ветром при -200 C.

Выпало комиссару освоить и профессию стекольщика. И что! Он не просто резал хрупкий материал твердой рукой, а как бы играл с ним. Если можно было бы сложить все остекление, получились бы два футбольных поля…

Соцкультбыт и на БАМе не забыт

Никаких страшилок о БАМе Николай Семенович не рассказывает. Да, было холодно, но не голодно. Много трудились, между тем и для активного отдыха имелся простор. Играли в футбол, в хоккей (в зависимости от времен года). Само собой — песни под гитару у костра, кинопередвижка. Было где отвести душу увлеченным рыбалкой или охотой. А ягоды и грибы — дело простое: собирали буквально все. Соревновались и здесь: у кого полней коробочка.

Поднимали настроение бамовцам именитые артисты. Например, сольный концерт давал Дин Рид. А девчата из группы «Комбинация» понравились своим задором и простым, понятным всем юмором. Эти «два кусочика колбаски…» Кубанцы посмеивались: «С двух кусочиков БАМ мы не построим…»

Ну и материальный стимул сказывался. Два с половиной года отработал — вот тебе чек на машину по госцене. А это, считай, в два раза дешевле рыночной. В те годы так и было: с завода «Жигуленка» просто так не купишь, а «с рук» — раскрывай кубышку, если она у тебя есть. Поэтому с БАМа возвращались как минимум с машинами.

Факт

Сейчас БАМ берет на себя свыше 14 миллионов тонн грузов в год — угля, руды, леса, товаров «северного завоза», контейнеров. Только через станцию Тында в сутки проходит 2000 вагонов.

На трассе

Производство стройматериалов в Шимановске стало своего рода локомотивом, который потащил за собой индустриальную цепочку. В городе и его пригороде появились заводы железобетонных конструкций, предприятия кузнечнопрессового оборудования, по ремонту дорожной техники, пассажирское и вагонное депо, хлебокомбинат и даже молокозавод.

Однако перед тем, как уже можно было сказать «жизнь наладилась», кубанцы показали характер. Тринадцать из двадцати человек, и комиссар с ними, попросились на «трассу». То есть на строительство самой магистрали.

Как так? Быть на БАМе и не оставить за собой рельсовый путь! — вспоминает о комсомольском порыве Николай Сторчак. — Поставили вопрос ребром, и нас вертолетом десантировали в места, где только лес, сопки, мощная техника и такие же люди.

Здесь зимы казались еще более лютыми. Были случаи, когда от мороза лопались тросы, крошились, будто сахарные, зубья экскаваторов, а печки-буржуйки раскаливались докрасна. Говорят, что на воду, огонь и работающих людей можно смотреть бесконечно долго. Здесь смотреть за всем этим было некому. Каждый впрягался. Кубанцы били шпальную решетку. Дело нехитрое, но если каждый день, да без перекуров — это выматывало. Однако свою часть железной дороги сторчаковцы прошли. На то время отряд стал как бы двухименной — «кубанцы», они же «сторчаковцы».

Факт

«За туманом» — знаменитая песня ленинградского барда Юрия Кукина. С 1964 года она стала неофициальным гимном не только бамовцев, но геологов и туристов.

С перового взгляда

Не удивительно, что в Тындинском комсомольском штабе Николаю Сторчаку предложили попробовать себя в качестве профсоюзного лидера. Он ответил: «Если, конечно, ребята будут «за».

Здесь, в краю дремучем, но преобразившемся, Николай встретил свою половинку — Таисию. Девушка боевая, с крутыми поворотами в судьбе. Сама из Белоруссии, успела поработать на Сахалине, потом приехала на БАМ. В очень важном и нужном качестве — медсестрой. Познакомились они сначала глазами. Так случается: увидели друг друга — и сразу стало ясно, что будут вместе.

В Тынде у них родились два сына — получается, тоже бамовцы. И пошла родословная ветвиться. На сегодняшний день у Николая Семеновича и Таисии Тихоновны есть внуки и даже правнук. Живут Сторчаки в городе, который очаровал, — в Костроме. Но БАМовские места и саму стройку не забывают. Там их молодость, их судьба и крепко завязавшийся супружеский союз. Названия — Тында, Февральск, Ургал, Шимановск в Амурской области — не просто населенные пункты. Это родное. Точно так же как все 28 (!) поселков, построенных вокруг БАМа к началу 80-х. А чего стоит по эмоциональному накалу митинг 8 мая 1975 года. В канун 30-летия Великой Победы строители рапортовали о трудовой победе — досрочной сдаче линии БАМ — Тында.

Вместе через полвека

Экс-комиссар рассказал, что за полвека кубанскую двадцатку жизнь разбросала кого куда. Из тех, кто на связи — шесть человек. Кого-то к сожалению, уже нет в живых, кто-то — молодец, помнит репертуар всех бамовских песен. Например, гитарист Александр Чижик из Славянска-на-Кубани, командир отряда Геннадий Сатуленков, проживающий ныне под Анапой, Вера Канинская из Гулькевичей, Иван Ганжула из Староминской…
Николай Сторчак не сомневается: к дате празднования 50-летия начала строительства железной магистрали (2024 год) отыщут всех кубанцев. Нет сомнений, потому что за это дело взялся депутат ЗСК Виктор Чернявский. Он ведь тоже из страны по имени «БАМ», работал на одном из участков трассы в студенческом стройотряде.

Встанице
Уникальный вариант приобрести, то что нужно - это блэкспрут . Бс гл высокие технологии в каждой строчке кода