Краевед из станицы Ивановской Василий Коваленко рассказал о судьбе своей землячки Анны Волошко

В годы войны девушек можно было встретить в самом пекле сражений

Анна Андреевна и дочери Тамара, Таисия и Татьяна. Фото предоставлено Василием Коваленко

Женщина и война — понятия не совместимые, но в годы Великой Отечественной их на фронт ушли сотни тысяч. Среди них были санинструктора и зенитчицы, радистки и повара, летчицы, шоферы, снайперы. Они мечтали о мирной жизни, внимании, любви, а вместо этого приходилось отдавать свою молодость, здоровье и саму жизнь ради мира и счастья будущих поколений.

В марте 1943 года наш район был полностью освобожден от фашистских оккупантов. Фронт откатился за реку Протоку. На помощь наземным войскам пришла авиация. И в середине мая на окраине Ивановской, прямо в поле, начали садиться стрекозы — четырехкрылые легкие самолетики ПО-2, в народе называемые кукурузниками. Самолеты разместили вдоль улиц, ведущих к взлетной площадке, хвосты машин прятались под густыми деревьями палисадников. Штаб 46-го женского полка ночных бомбардировщиков разместился в школе, девушки-летчицы — в ближайших домиках у жителей. Вся станица от мала до велика принимала участие в размещении и обустройстве необычных воинов: дети бегали за ними хвостиком, женщины помогали подшивать, ушивать и перекраивать мешковатую военную одежду.

Аня Волошко жила на самом краю станицы на улице Восточной (сейчас Юбилейная), над их домом кружились и приземлялись, прямо возле дома, на поле самолеты. Подхваченная восторгом бегущей детворы, она помчалась к плавно садящимся машинам. И тут совсем онемела: из самолета выпрыгивали девушки, ее ровесницы. И с этого дня Аня потеряла сон. Помогала обустраивать их штаб в школе возле лимана, носила какие-то грузы, но и этого ей было мало. Она решилась и пошла к командиру полка Евдокии Бершанской. Та, узнав, что девушка до войны работала в колхозном детсаду, определила ее в столовую как вольнонаемную, то есть без воинского звания. Аня была на седьмом небе — она старалась запомнить рацион и нехитрый порядок закладки, научились готовить и на костре, приходилось ей подвозить летчицам еду и ночью, в любую погоду.

Десятого июня 1943 года было объявлено построение всего полка на поле, где сейчас стадион, на вручение Гвардейского знамени. Форма одежды парадная — в юбках. Приехали командующий 4-й воздушной армией генерал-майор авиации К.А.Вершинин и член Военного совета фронта А.Я.Фоминых. Командир Бершанская прочла Гвардейскую клятву, поцеловала знамя.

Момент вручения знамени. Фото предоставлено Василием Коваленко

До последних дней

В сентябре 43-го полк покинул Ивановскую, преследуя отступающего врага. Тамань, Крым, Белоруссия, Польша и, наконец, Германия, последний аэродром в городке Силезии Швейнице. Вместе с полком шла и Аня Волошко.

В конце мая 1945 года в полк приехал командующий 2-м Белорусским фронтом Маршал К.К.Рокоссовский. Поздравил с праздником Победы, привез с собой даже фронтовой оркестр. Утром генеральская команда играла в волейбол против команды авиаполка. Рокоссовский говорил, что он умеет хорошо гасить. Однако генералы проиграли девушкам с совершенно разгромным счетом.

Май 1945 года. Анна слева. Фото предоставлено Василием Коваленко

А для Ани самой большой наградой был букет сирени от бравого сапера Гаврилы. Они познакомились еще в Ивановской, когда тот обезвреживал поле будущего аэродрома от мин, а к вечеру пришел к девушке домой свататься. Дальше были долгие военные дни в разлуке.

И вот влюбленные нашли друг друга, пройдя все невзгоды и трудности. Впереди была долгая, счастливая жизнь, подарившая им троих дочерей.  Теперь уже Анна и Гаврила покоятся на станичном кладбище, недалеко от бывшего штаба женского летного полка, в котором располагается детсад №35.

Встанице