Почти треть рисовых систем района построена механизаторами старонижестеблиевской ПМК-13

К Дню мелиоратора о некогда знаменитом на Кубани предприятии написал историк Владимир Иванов

Фото из архива редакции

О мелиоративном предприятии мне напомнила фотография сорокалетней давности из личного альбома. Захотелось написать о том времени, найти ветеранов ПМК-13, которые помогли бы восстановить историю организации. Для этого потребовалось несколько лет.

От истоков

Всем известно, что рисосеяние на Кубани инициировал в 1929 году профессор Петр Александрович Витте. А доказывал возможность и целесообразность рисоводства в Краснодарском крае легендарный герой Гражданской войны Дмитрий Жлоба и руководимая им организация «Плавстрой».

Всего за несколько лет была построена и передана рисосовхозу «Красноармейский» Тиховская оросительная система. Энтузиасты в честь этого события посадили саженцы молодых тополей, привезенные из питомника лично Жлобой.

Первые местные рисоводы работали в тяжелейших условиях, фактически с одними конными подводами и лопатами-грабарками в руках. Непролазные плавни, заросшие камышом и тростником, тучи комаров, болезни — такими были условия жизни и тяжелого физического труда тех лет.

После войны строительство рисовых систем продолжалось, а с середины 60-х гг. государство стало уделять повышенное внимание мелиорации земель. На Кубани началось создание современной базы отечественного рисосеяния. В 1968-м стартовала ударная стройка пятилетки — сооружение Кубанского водохранилища.

В ноябре этого же года на базе Строительного управления №3 ПМК-5 «Краснодарводстроя» была создана ПМК-13 треста «Приазоврисстрой». Находилась она на восточной окраине станицы Старонижестеблиевской.

С чего начиналась ПМК

По воспоминаниям ветерана предприятия Геннадия Васильевича Гребнева, первоначально людей размещали в бараках, возведенных военными строителями. Но вскоре эти сооружения стали сносить, а на их месте появились прочные кирпичные и панельные двухэтажные дома со всеми удобствами. А еще -прекрасный клуб, детский сад, магазины, столовая. Для обеспечения поселка водой построили водонапорную башню, которая и по сей день в строю.

Работа по строительству и освоению мелиоративных систем была сменная. Жили в вагончиках в степи. Летним днем донимали жара и пыль, ночью — комары. Весной и осенью спасала от холода печь-буржуйка, которая быстро остывала, и температура в вагончике вновь понижалась.

Геннадий Васильевич получил профессию механика в Ейском сельхозтехникуме, но судьба распорядилась иначе. Пришлось работать машинистом скрепера, осваивая сначала трактор Т-74, а потом переучиваться на Т-100.

За время работы в ПМК-13 Геннадий Гребнев строил оросительные системы, реконструировал старые, занимался устройством поливных огородов в хуторе Пригибском. В рисосовхозе «Красноармейский», которым в ту пору руководил Герой Социалистического Труда Алексей Исаевич Майстренко, перестраивал рисовые чеки. Ветеран мелиорации награжден знаками «Ударник коммунистического труда» и «За активное участие в строительстве рисовых оросительных систем».

Молодые кадры

Механизаторов катастрофически не хватало, поэтому для их подготовки при каждом ПМК были организованы курсы с выплатой стипендии 72 рубля в месяц.

В ноябре 1975 года я стал их слушателем. К сожалению, в памяти сохранились имена и фамилии лишь некоторых ребят, с которыми мы ходили на лекции и осваивали практическое вождение трактора. Среди них были: Алексей Пухно, Юрий Климчик, Евгений Кадцин. Занятия проводил В.Руженко. Рассказывал он всегда очень просто и доходчиво. Нередко на лекции наведывался председатель профкома ПМК Михаил Никитович Анисимов. После сдачи экзаменов мы получили свидетельства, в которых была указана наша специальность — «машинист скрепера, бульдозера».

Учили нас и слесарно-ремонтному делу. И вот тут не обходилось без помощи и советов старших — Григория Петровича Мацко, Ивана Григорьевича Боцмана, Ксенофонта Васильевича Басманова, Николая Мефодьевича Ромаги, Николая Ушакова. Многому в ремонте тракторов и прицепного гидравлического скрепера научили нас слесари-ремонтники Марейчев и Мелехов. Вот у кого были золотые руки и смекалка!

Закончилась практика, и нас распределили по участкам. Я попал на второй, которым руководил Анатолий Прокофьевич Гаговский. Под его руководством и при непосредственном участии было построено рисовых оросительных систем — 22 тысячи гектаров, орошаемых полей — 1600 гектаров, прудов — 950 гектаров и орошаемых культурных пастбищ — 360 гектаров.

Через годы

Спустя более 40 лет мне удалось встретиться с ним. Прекрасный собеседник, обладающий незаурядной памятью, он с большим энтузиазмом рассказывал о своей работе в ПМК-13. Благодаря его воспоминаниям, удалось установить, что первым руководителем предприятия работал А.Т.Бахолдин, а после него — М.П.Кононенко, Г.П.Литвинов, В.Ф.Яковлев, В.С.Горбулин, Г.В.Борисов, Г.Г.Усенко. Главными инженерами ПМК-13 были: И.С.Яцкий, В.З.Кузнецов, В.Балесин, В.С.Горбулин, Г.П.Литвинов, Ф.Е.Зелка, П.С.Лобко, П.К.Авдеев, Г.В.Борисов.

Вспомнил он и тех, с кем пришлось трудиться. Это бульдозеристы Василий Федорович Черняков и Александр Дмитриевич Теслин, механизатор Николай Федорович Агарко, бригадир тракторной бригады В.Г.Литвинов, награжденный орденом Трудового Красного Знамени.

Благодаря труду таких людей в Краснодарском крае к 1980 году была создана отечественная база рисосеяния. Белого зерна посеяли почти 220 тысяч гектаров (в 1966 г. — 56 тыс. га), получив урожай более 1 миллиона тонн.

К сожалению, экономические реформы 90-х резко ослабили внимание государства к мелиорации земель, а местные бюджеты были неспособны поддержать отрасль. Пройдя ряд преобразований, ПМК-13 получила новую форму — акционерное общество, а в 2018 году была ликвидирована.

Наша справка

80 000 га рисовых систем располагает сегодня Красноармейский район. Их возводили коллективы ПМК-11, ПМК-13, ПМК-33 треста «Приазоврисстрой» и Красноармейская ПМК треста «Краснодарводремстрой».
Почти треть площадей рисовых систем построены и реконструированы механизаторами старонижестеблиевской передвижной механизированной колонны №13.
Встанице