Даже в жару под сорок заготовка кормов в Красноармейском районе продолжается

Рассказываем про тех, кто сейчас за штурвалом трактора

Фото "Голоса правды"

В РПЗ «Красноармейский» механизаторы универсальные. Во всяком случае — в большинстве своем. Могут пахать, сеять, косить, молотить, то есть не растеряются ни в кабине трактора, ни комбайна. Именно поэтому любой успех в делах многоотраслевого хозяйства вызывает общие положительные эмоции. Так было, когда в отделении №3 собрали хороший по нынешнему году урожай пшеницы, ячменя и овса. Такое настроение и сейчас, на заготовке сена. Несмотря на длящуюся пять месяцев засуху, задача по второму укосу решается неплохо.

Бог сена дает, кто рано встает

В бытность Алексея Исаевича Майстренко госплемзавод являлся образцом производства качественного сена. Технология заготовки базировалась на главном правиле: «Коси коса, пока роса…» Ничего не изменилось в этом смысле и сейчас. Журналисты «ГП» поспешили на заготовку с утра-пораньше, рассчитывая, что в 6 часов утра механизаторы только моторы будут заводить, и были посрамлены. На люцерновом поле работа давно уже кипела. Словно играя в догонялки, тракторы следовали друг за другом, срезая под корень царицу кормовых трав — люцерну. В нагретом ранним солнышком воздухе слышался сложный запах парфюма, аптеки и, почему-то, огурцов.

— Заготавливаемся, как положено — только в утренние часы, — объясняет управляющий отделением Андрей Фоменко. — Косим, ворошим, тюкуем. Даже с транспортировкой не тянем резину. Сделаешь все вовремя, значит, максимально сохранишь каротин и другие полезные вещества.

Каротин в рационе, как волшебная пилюля, после которой буренка сказала бы, если б могла: «Жить хорошо. А хорошо жить — еще лучше…»

Смех смехом, но это правда. Каротин  приводит в порядок обмен веществ, положительно влияет на рост сельхозживотных, сопротивляемость организма к заболеваниям. На качественном сене можно и нужно двигать вперед показатели по привесам и по молоку…

Когда один пятерых стоит

Вот и косари это понимают. Виктор Делятинский — потому что умудренный опытом, а Денис Шалимов — потому что в повседневной трудовой жизни он работник фермы, тот человек, который изо дня в день раздает корма буренкам. Отсюда и понимание важности момента.

В силу того, что на сенокосе есть свои золотые часы, любой сбой в конвейере кормозаготовки нежелателен. Отсюда оперативность. Механику Сергею Овчинникову потребовалось не больше получаса, чтобы вместе с механизатором Александром Волокитиным сделать ремонт машины, с помощью которой подсохшую траву формируют в валок. На этот счет в отношении Александра не раз звучала шутка, мол, фамилия твоя неправильная. Какой же ты Волокитин, если скор на любое дело?

А на другом поле — продолжение. Виктор Гутенко погрузчиком затаривает прицеп трактора. Тюки ложатся в три «этажа», но водителя Петра Хмару это не смущает: «Я не лихачу на поворотах…». Кстати, этот механизатор и есть яркий пример универсализма. Еще вчера он был за штурвалом комбайна и убирал хлеб, сегодня — на транспортировке кормов.

— Если что-то с почвой будет не так, у меня запасной вариант есть, — весело замечает Петр Хмара. — Гусеничный трактор. Получается, вооружен до зубов на каждый случай.

Завершает дело Александр Смола, скирдующий тюки сена уже на ферме.

Самый большой дефицит — люди

Вот такая получилось цепочка взаимосвязей. Нетрудно подсчитать, что сенозаготовка лежит на плечах пяти человек. Или шести, если прибавить механика. В этом, отличие сенокосов канувших в Лету, и нынешних. Появилась современная, более эффективная техника, что позволяет, выражаясь армейским языком, обходиться взводом вместо роты.

Но здесь есть опасность скатиться к такому меньшинству, когда никакая супертехника и никакой искусственный интеллект не поможет. Как и в других хозяйствах, в госплемзаводе вопрос механизаторских кадров стоит крайне остро. Порулить готовы многие, а поработать — раз-два-три… Это отдельная тема, тем не менее, проблема нехватки толковых работников сквозная: она и на кормозаготовке, и в рису, и в саду, и на ферме. Не найти подразделения, где бы сказали: «У нас вакансий нет…»

С чистого листа

Наш рассказ был бы неполным по смыслу происходящего, если не обратить взор на МТФ №7 третьего отделения. До последнего времени здесь содержался купный рогатый скот с выявленным вирусом лейкоза. В известном смысле, это был изолятор, в который помещали животных, несущих опасность заражения, и таким образом купировали стойкую болезнь. На сегодняшний день трудный многолетний путь пройден. На МТФ проведена глубокая зачистка (дезинфекция), идет ремонт корпусов и всего технологического хозяйства. Директор госплемзавода Сергей Кизинек определил дату запуска фермы в работу первым сентябрем. В коллективе это восприняли позитивно, как символизм: начинаем с чистого листа.

На ферме только «девочки»

Начинать будет с чего. В этом же отделении есть ферма №4 по выращиванию нетелей (понимай будущих коров). К первому сентября она готова будет передать на молочно-товарную ферму около пятисот животных. То, что они зададут хороший старт в производстве молока, ни у кого не вызывает сомнений. Заведующая фермой №4 Елена Касаева говорит, что животных они не просто растят, соблюдая все нюансы рациона и содержания, их — лелеют. И в самом деле! Даже непосвященный человек заметил бы, как упитаны и ухожены телочки. Шерстка лоснится, а в глазах все то же: «Жить хорошо, а хорошо жить — еще лучше…»

Важно

На ферме №4 работают с сексированным (разделенным по полу) семенем. А это значит, что в приплоде — 96-98 процентов «девочки». Семя импортное, серьезно бьющее по карману, но в госплемзаводе идут на расходы, так как это наикратчайший путь в работе по воспроизводству дойного стада. Телочки, а значит, будущие коровы, нужны всем фермам, производящим молоко. А для МТФ №7, начинающей с чистого листа, пополнение вдвойне актуально.

Цифра

1,2 тыс. тонн сена второго укоса заготовлено в госплемзаводе с площади, составляющей 60 процентов от уборочной.

Встанице