Министерство обороны США опубликовало обновленную стратегию по Арктике.
В Кремле прокомментировали опубликованную накануне стратегию Министерства обороны США по Арктике. По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, в документе видны «проявления конфронтационности».
— Арктика является стратегическим регионом для нашей страны, — напомнил Дмитрий Песков. — Россия занимает ответственную позицию и вносит свой вклад в то, чтобы Арктика не становилась территорией раздора и нагнетания напряженности.
Российско-китайское взаимодействие в арктической зоне, как заверил пресс-секретарь главы государства далее, также «никогда не направлено против каких-либо третьих стран или группы третьих стран», а «может лишь способствовать атмосфере стабильности и предсказуемости в регионе».
Вице-спикер Совета федерации РФ Константин Косачев прокомментировал заявление заместителя министра обороны США Кэтлин Хикс, презентовавшей новую стратегию Пентагона, о том, что «Россия продолжает наращивать свою военную инфраструктуру в Арктике и предъявлять чрезмерные претензии на арктические воды».
— Да, Россия принимает определенные военно-технические меры по обеспечению собственной безопасности в Арктике в ответ на наращивание военного потенциала США и их союзников на севере, учитывая фактор вступления в НАТО наших некогда нейтральных арктических соседей — Швеции и Финляндии, — написал сенатор в своем Telegram-канале.
Расширение арктических вод РФ происходит, по его словам, согласно международному праву, поскольку Россия с 2001 года успешно взаимодействует с Комиссией ООН по границам континентального шельфа.
В МИД КНР новой арктической стратегии Пентагона также дали критическую оценку.
— Искаженное толкование американской стороной арктической политики Китая и ее безответственные комментарии относительно нормальной арктической деятельности Китая не способствуют миру, стабильности и сотрудничеству в Арктике, и Китай решительно выступает против них, — заявила официальный представитель министерства Мао Нин.
По ее словам, Китай весьма заинтересован в участии в развитии арктического региона.
— Мы последовательно участвуем в арктических делах в соответствии с основными принципами уважения, беспроигрышного сотрудничества и устойчивого развития, укрепляем сотрудничество со всеми сторонами, привержены поддержанию мира и стабильности в этом регионе, — добавила Мао Нин.
Новая арктическая стратегия Пентагона приходит на смену аналогичному документу, составленному еще при администрации Дональда Трампа в 2019 году.
Арктический регион, как отмечают в США, «претерпевает быстрые изменения как в стратегическом, так и в физическом плане».
— Китайская Народная Республика, которая представляет долгосрочный вызов для Министерства обороны США, стремится к расширению своего влияния в Арктике и доступа к ее ресурсам, в то время как Россия продолжает оставаться острой угрозой для США и их союзников в регионе, несмотря на потери на Украине. Эти два соперника США все чаще сотрудничают в Арктике, что сказывается на безопасности Соединенных Штатов, наших союзников и партнеров, — говорится в новой стратегии Пентагона.— В то же время историческое решение Финляндии и Швеции вступить в НАТО вводит все арктические государства-единомышленники в Североатлантический альянс и открывает новые возможности для сотрудничества и взаимодействия. Все это происходит на фоне влияния изменения климата на Арктику, которая нагревается по меньшей мере в три раза быстрее, чем другие регионы, и все больше открывается для деятельности человека».
В итоге, как отмечают в американском оборонном ведомстве, «этот становящийся все более доступным регион» превращается в арену для стратегического противостояния, и США необходимо быть готовыми отвечать на вызовы вместе с союзниками и партнерами.
Усилия Пентагона в Арктике, как следует из новой стратегии, будут сконцентрированы на трех направлениях. Во-первых, Минобороны США намерено «укрепить свои возможности для проведения операций в Арктике, особенно в области осведомленности, связи, разведки, наблюдения и рекогносцировки». Во-вторых, Пентагон планирует «взаимодействовать с союзниками и партнерами для поддержания обороны и сдерживания в Арктике, укрепления оперативной совместимости и углубления понимания того, как действовать в регионе». И в-третьих, американские военные «будут стремиться к выверенному присутствию в Арктике, регулярно проводя учения в регионе и осуществляя регулярные операции, важные для поддержания сдерживания и обороны страны».
Отметим, что всего несколько лет назад приарктические государства, входящие в так называемый Арктический совет (помимо России это Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция), по крайней мере на словах стремились сохранять Арктику территорией сотрудничества, а не противоборства. В последние годы, однако, Россия и западные участники совета все активнее упрекают друг друга в милитаризации Заполярья. После начала российской специальной военной операции на Украине в феврале 2022 года деятельность Арктического совета, который занимался преимущественно вопросами экологии, экономики и поддержки коренных народов региона, оказалась фактически парализованной из-за нежелания западных стран взаимодействовать с Россией. Впоследствии работа в совете частично возобновилась — с участием профильных российских структур, но пока не в прежнем объеме. Тем временем Арктика все больше превращается в территорию соперничества.