В структуре «ФНЦ риса» госплемзавод занимает особое место
Подставлять ученым плечо и одновременно вести товарное производство широкого спектра — дело очень непростое. Хозяйство было и остается многоотраслевым, а значит, надо засыпать в закрома не только зерно с высокими показателями рентабельности, не только рис, пшеницу и ячмень, но и овес для лошадей, выращивать кормовые травы, кукурузу на зерно и на силос, и так далее.
Дали бой и выиграли
В этот раз високосный год оправдал свой «имидж». Уже с зимы, с подтоплений, когда под воду уходили десятки гектаров сельхозугодий, было ясно: потерь не избежать. Кто-то опустил руки, решив, что против стихии не попрешь, и не стал бороться за гектары и центнеры, а в госплемзаводе дали бой форс-мажорным обстоятельствам. Сначала поработали на сброс «озер» и «морей», потом, видя угнетенное состояние посевов, рискнули вложиться по-крупному в подкормки и защиту. И не прогадали. Озимые откликнулись на этот толчок. Пшеницы намолачивали по 65-70 центнеров с гектара, что для условий 2024 года было на «отлично».
Кстати сказать, последние годы планка урожайности по зерновым колосовым здесь очень устойчивая.
Сдвигая сроки
Даже с кукурузой все получилось не так печально, как могло бы быть. Когда три месяца нет даже намека на дождь, а какое-то количество летних дней не показывали утренней росы, которую пьют растения листьями, — это, по идее, должно было обернуться катастрофой. Что же спасло? Может быть по наитию, а может, это опыт засушливых лет сказался на решении посеять кукурузу раньше обычного — факт тот, что семена бросили в хорошо увлажненную почву, и это стало огромным плюсом. С каждого гектара было получено по 40 центнеров зерна. Да, это меньше прошлогоднего на 25 центнеров, но все равно, по нынешней ситуации — это победа. Респект агрономической службе. Это говорю не я, как автор, а животноводы хозяйства. Если есть зерно, есть силос, причем уснащенный початками, значит, можно ждать стабильного результата в производстве продукции и уходить в зимовку со спокойной душой.
Впряглись
Своевременной и очень полезной считают в хозяйстве покупку трех дискаторов. Это прицепное устройство, позволяющее измельчать грунт, делать поверхность агротерритории ровной и плюс к этому — перемешивать землю с пожнивными остатками и корневой системой выбывающих из сельхозоборота культур. Одни приписывают заслуги в правильном выборе главному инженеру Владимиру Гаврилову, другие — главному агроному Алексею Кваше, а те, в свою очередь, недвусмысленно дают понять, что последнее слово было за директором Сергеем Кизиньком. Как бы там ни было, но «впряженные» в Джон Диры и Т-150, инструменты по подработке почвы ускорили этот процесс очень существенно. Особенно это было важно на участках рисовой системы, где были размещены многолетние травы. Чтобы эту площадь перевести в рисовое назначение, но при этом взять максимум пользы для кормозаготовки, нужно было технически сконцентрироваться. А именно: заготовить с первого укоса сенаж и тут же сделать подработку почвы под сев риса. Это называется «два в одном» и требует концентрации как профессиональных, так и технических резервов.
— В растениеводстве нет задач главных и второстепенных, — говорит главный зоотехник Владимир Жук. — Замечательно то, что наряду с зерновыми культурами, которые глобально влияют на экономику, в поле зрения находятся и кормовые. Может животноводство и не в центре внимания, но оно и не на обочине.
Вода как жизненное условие
Сложный год выдался и для риса. Если брать такой показатель, как сумма положительных температур, кардинально влияющий на течение вегетации, здесь было все благополучно. Другое дело — орошение. Уже в начале лета стало очевидно: с обеспечением водой возникнут трудности, но оптимизм не покидал рисоводов. Были надежды на пополнение водохранилища за счет осадков. Увы. Выпадение их — ноль.
— Как бы мы ни запечатывали чеки, — рассказывает главный агроном Алексей Кваша, — уйти от дефицита не удалось. Рис поздних сроков созревания под этот прессинг и попал, а это — до тысячи гектаров. Сказать, что безводье никак не отразилось на урожае, было бы неправдой. Еще как сказалось!..
В этих условиях собрать в среднем по хозяйству по 70 центнеров с гектара — дорогого стоит. Также нужно учитывать посевную площадь. Идти к урожаю с нагрузкой в 300 гектаров — это одно, в 500 — другое, а если за спиной почти что 5,5 тысячи гектаров — это совершенно другая аграрная история, со своими сроками, затратами, количеством привлеченной техники и людей. Ну и водой, соответственно, которой категорически не хватило, чтобы ударить себя в грудь и сказать: «Знай наших!..»
Нет смысла «замыливать» и другую проблему. Из-за дефицита воды в госплемзаводе перестали заниматься таким агроприемом, как провокационный полив. Его проводят на паровых полях рисового севооборота с тем, чтобы, увлажняя верхний слой почвы, получить всходы сорняков, а главное — диких форм риса. Уничтожая всходы, рисоводы гарантировали бы себе чистое сельхозпространство. Мы уже молчим о передовом опыте, когда в госплемзаводе получали вторым урожаем кукурузу на поливе.
Стихия труда
В отделении №3, где руководитель — Андрей Фоменко, кадровый голод особенно ощутим. Работоспособное население поселков предпочитает вахтовым методом мести улицы Краснодара. Не нужны ни достойная зарплата, ни почет, ни уважение.
Конечно, это право каждого, но… Нужно было видеть комбайнера Петра Хмару, когда он после выгрузки бункера строго предупредил: «Я к вашему вниманию на минуту!..» В этой фразе большой смысл: человек ценит себя во времени, он живет высокими категориями. Он — хлебороб…
Ну да. Спать ложится за полночь. Подъем в пять утра. Нужно приехать в поле, «продуть» комбайн, что-то смазать, что-то подтянуть. В общем, сделать ревизию, чтобы отсутствие ревизии не сделало тебя.
— Конечно, нагрузка большая, — говорит Петр. — Конечно, устаю. Но на то она и страда. Это мой выбор, моя стихия…
Показательно, что на третьем отделении руководители среднего звена не где-то там, а рядом с комбайнерами и жатчиками, с людьми, которые двигают процесс жатвы. Александр Хмара (брат Петра) — агроном, и он всегда готов вмешаться в ситуацию, разрулить сложный вопрос. Тоже самое можно сказать и о механике Сергее Овчинникове. Кстати сказать, это сейчас он решает вопросы готовности техники, а еще вчера был в числе самых успешных комбайнеров госплемзавода. Чему удивляться, что в новом качестве Овчинников всегда рядом с теми, кто вершит судьбу выращенного урожая.
Жатчика Виктора Аврамчука мы нашли в мехмастерских. Здесь он чинит жатку, которая не выдержала напряжения. Еще бы! К середине страды Аврамчук скосил рис с площади, превысившей 600 гектаров. Более того! Косить большей частью пришлось сорт риса Каурис, а это еще тот крепыш.
— Урожайный рис, — рассказывает жатчик, — но и стебель — будь здоров. Ножи надо менять после каждой сотни гектаров, а то и чаще…
Ни на кого не надеясь, Виктор Аврамчук с головой ушел в ремонт. Даже «на поговорить» у него нашлось не больше пяти минут.
А что стоят уже отошедшие от дел легенды госплемзавода: комбайнеры Сергей Науменко и Андрей Оплачко. Не усидели механизаторы дома. По первому зову один пришел помочь в ремонте, другой тоже взялся за ремонт с тем, чтобы потом сесть за штурвал.
Еще раз скажем: «Удивительные люди! Верные своей профессии и родному хозяйству…»
Их виски уже посеребрила осень прожитых лет, но жажда быть в гуще событий, быть полезными — не утихает.
«Серою лентою» к званию чемпиона
Отдельного рассказа заслуживают водители, те, кто обеспечивает транспортировку урожая риса на мехток, а после подработки — на элеватор. Здесь тоже есть чему удивляться. Наверное, госплемзавод не единственный, у кого большая площадь посевов, но посмотрите что получается… Вот уже который год, как именно водители «флагмана» берут первые и призовые места в крае. Среди тех, кто поднимался на сцену в день краевого празднования «Урожая»: Александр Агалаков, Александр Брезе, Анатолий Симонов, Вячеслав Петренко. Сразу четверо рулевых «Камазов» из года в год готовы побороться за звание самых успешных водителей не только на районном уровне, но и на краевом.
Нужно было видеть и слышать, как дружески пикируются авторы самых высоких результатов:
Петренко:
— Вот видишь, какие у меня мозоли от руля.
Симонов:
— Да ладно! Это ты мотыгой заработал мозолей, а теперь на руль валишь.
Петренко:
— Не-е. От мотыги заскорузлые, а тут — гладенькие…
Прошедшие Крым, Рим и Чернобыль
Еще одна отличительная черта участников жатвы — скромность. Комбайнер Геннадий Щербак вспоминает, как начинал работать на «Колосе», на «Енисее», потом пересел на «Кубань» и «Дон». В общем, все три реки были у него в руках… Теперь он дает стране зерна на «Торуме». А вот о том, что являлся ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС, умалчивает, мол, былое быльем поросло.
Вот такие они — труженики госплемзавода: жатчики, комбайнеры, водители, работники ферм и вспомогательных подразделений.
За качество отвечают
Если брать среднегодовые показатели заготовки семян риса, госплемзавод держится на уровне 4 тысяч тонн. Это не просто количество, но и качество. Если бы с последним было что-то не так, рисоводы Адыгеи не покупали бы здесь семена.
…Как рассказал «ГП» заместитель директора Федерального научного центра риса Виктор Ковалев, в этом году в госплемзаводе испытывались новые сорта риса, проводилась экспериментальная агротехника на 9 опытных участках. А на 5 гектарах был размножен новый сорт риса Биотех. Главное его достоинство — высокоурожайность и устойчивость к самому опасному для этой культуры заболеванию — пирикуляриозу.
Сергей Кизинек, директор РПЗ «Красноармейский»:
— Технические возможности сегодня выросли до небес. Чего только стоят такие комбайны, как «Ягуар» и «Торум». А вот механизаторов днем с огнем не найти. Кто-то погнался за длинным рублем и стал работать на «дядю», кто-то не пошел в сельское хозяйство, потому что в этой сфере некогда в гору глянуть. Здесь — всесезонная работа, а хочется моря, рыбалки на зорьке. Сказалась и порочная практика, когда школьников отлучили от уборки классов, от работы на пришкольных участках и практики в сельхозпредприятиях. Спроси подростка из какого-нибудь поселка Октябрьского с/п, что сегодня выращивают в госплемзаводе, — запутается между колосом пшеницы и метелкой риса, а на сою скажет — картошка. Все это не в пользу земледелия, а в его минус. Изменит ли ситуацию новый подход, связанный с целевыми направлениями, и установка, что выпускник вуза должен будет проработать в сельхозпредприятии от 3 до 5 лет — покажет время. А пока аграрный корабль, нареченный именем легендарного Деда, бороздит сельскохозяйственные просторы благодаря старой гвардии. Люди удивительные, люди уникальные по своему профессиональному уровню и жертвенности. Не найти ни одного механизатора или специалиста, кто бы посмотрел на часы и сказал, подводя черту рабочему дню: «Все! Я закругляюсь!..»
Факт
В РПЗ «Красноармейский» им. А.И. Майстренко завершена многолетняя работа по профилактике лейкоза у КРС. Болезнь побеждена!!! Ферма №7, где последние годы содержался проблемный скот, прошла серию санобработок, модернизацию и теперь готова к тому, чтобы производить безупречного качества продукцию.
Несмотря на очень сложный год, запасы кормов уверенно покрывают 14-месячный период, а значит, их с лихвой хватит до получения урожая кормовых культур уже в 2025 году.
Пожалуй, это и есть главное событие уходящего года. Респект госплемзаводу!