Пока чиновники спорят, кому и сколько воды положено, Краснодарское водохранилище мелеет, а федеральные власти грозят санкциями
Когда глубоко начинаешь вникать в текущую ситуацию с орошением риса, в голову приходит поговорка: «Сколько веревочке не виться, конец всегда будет…» Давайте разбираться, отчего такие параллели.
Тревожные мысли по поводу, хватит воды в Краснодарском водохранилище для орошения или нет, начали посещать задолго до сева. Вода накапливалась с большим трудом, прогнозы синоптиков тоже были не в пользу рисоводов и тех, кто поставляет жизненно-важный ресурс. Казалось бы: если уж браться за возделывание риса, нужно сделать все возможное, чтобы чеки не оказались на мели.
Обильные осадки в конце мая и в первой половине июня стали даром небес: удалось и повторный полив сделать, и воду поднакопить в главном водоеме Кубани. Но скоро иллюзия благополучия рассеялась.
В абсолютном большинстве рисосеющих хозяйств никто так и не озаботился вопросом сбережения. Вода продолжает беспрепятственно уходить в сбросную сеть, о чем свидетельствует насосная станция №4, откачивающая излишки в Протоку. Чтобы понимать, как быстро на рисоводство надвигается проблема дефицита орошения, приведем всего лишь две цифры: приток в Краснодарское водохранилище составляет в эти дни порядка 34 кубических метров в секунду, а сброс — 460 кубометров. «Срабатывается» — то есть мелеет водохранилище не по дням, а по часам, и уже к августу может наступить ситуация, когда воду начнут делить по чайной ложке, а то и вовсе делить будет нечего.
Временную дамбу уже сейчас «замучили». Проран сужают до такой степени, чтобы на минимуме сброса из водохранилища обеспечить подъем уровня в реке до значений, которые бы позволил поддерживать процесс орошения.
Как рассказала «ГП» заместитель директора управления «Кубаньмелиоводхоз» Надежда Малышева, им приходится бороться за каждый кубометр, доказывая на уровне Федерального агентства водных ресурсов РФ необходимость подачи воды на цели рисоводства. Чтобы было понятно: «Росводресурс» — это федеральный орган исполнительной власти, который занимается оказанием государственных услуг и управлением федеральным имуществом. То есть, это структура, где росчерком пера могут унять непомерные аппетиты, а правильнее сказать — отбить охоту быть безответственными.
Закончилось тем, что и в федеральном Минсельхозе обратили внимание на факты расточительства и пригрозили принять меры. Тем, кто будет игнорировать принцип экономии, откажут в предоставлении субсидий. Более того! На рассмотрение может «уйти» вопрос увеличения платы за услуги подачи и сброса воды в отношении нерадивых, а это очень серьезно ударит по карману. Мера воздействия коснется всех: от фермера до таких гигантов рисосеяния, как «Агрокомплекс» и «АФГ Националь».
Тут и приходит на ум поговорка: «Сколько веревочке не виться, конец всегда будет…»