Александр Яхно употреблял наркотики около 20 лет, но смог избавиться от зависимости
Избавившимся от зависимости можно называть только того, кто не стесняется своего прошлого. Так считает житель Славянска-на-Кубани Александр Яхно. Он не употребляет наркотики уже 10 лет и абсолютно открыто согласился рассказать в нашей газете, как это решение изменило его жизнь.
Кто хитрее, тот и прав?
Однажды психолог реабилитационного отделения Красноармейского филиала краевого наркодиспансера Валентина Пономарева спросила: «Как ты думаешь, Саша, твое выздоровление кому-нибудь нужно?». Как многие наркозависимые, я тогда считал себя незаслуженно обделенным вниманием друзей и близких и ответил, что никому уже нет до меня дела. На что услышал: «А как же я?». Это был один из тех моментов, которые стали поводом задуматься: «Обо мне заботятся всей больницей, я стал частью чьей-то жизни, а веду себя, как последний эгоист».
Нахождение в реабилитационном отделении вообще заставляет подумать о многом. Сразу скажу, что до избавления от наркозависимости я был абсолютно другим человеком. Самыми крутыми я считал тех, кто умеет обмануть, обхитрить, выйти чистеньким из любых неприятностей. Я пережил войну в Грузии в 90-х, участвовал в чеченской кампании. А на войне, кто хитрее, тот и выживает. По крайней мере, такое мнение сложилось у меня тогда.
Клиническая смерть
Так же меркантильно я относился к своей работе в автосервисе, к людям, которые обращались за помощью. Главное для меня было — заработать побольше денег. Наркотики при этом уже стали в моей жизни чем-то обыденным. Коноплю тогда курили многие, и я употреблял ее с 17 лет. А когда мне исполнилось 27, американцы придумали спайс. Решил попробовать и сразу пересел на него. Все эти так называемые соли были созданы для военных, чтобы поддерживать в них способность быть в тонусе длительное время. Да, несколько дней от них ты на подъеме, а потом становится жутко плохо. Но отходишь, и снова тянешься к этим веществам. В общем, за три года употребления синтетики я полностью деградировал и убивал себя, уже не осознавая этого.
Однажды мы с друзьями продавали машину на авторынке в Трудобеликовском, и, в ожидании покупателей, я решил принять дозу. Вот тогда-то со мной произошла клиническая смерть. Пока врачи боролись за мою жизнь, то, что я увидел, почувствовал, осознал, не знаю, какое слово здесь лучше подойдет, невозможно до конца ни понять, ни объяснить. Это был мир, где есть ответы на все вопросы, и где происходит все и сразу, без времени и направлений. Казалось, что я пробыл там несколько часов, но меня привели в чувство через 15 минут.
Решил остаться
Трезвомыслящий человек подумал бы: вот он, первый тревожный звонок. Пора завязывать. Но мне в том запредельном мире так понравилось, что я стал делать все, чтобы довести себя до отключки и снова попасть «туда». Употреблял наркотики в немыслимых количествах. Только этот номер не прошел. Я просто оказался в полубессознательном состоянии, когда уже сам не мог даже руки поднять. Родителя взяли меня в охапку и привезли в красноармейский наркодиспансер.
Думал, откапаюсь и вернусь домой. Но меня уговорили закончить 28-дневный курс лечения. А потом заведующая реабилитационным отделением Елена Семикина предложила пройти реабилитацию. Я посмотрел, что условия там были вполне приличные, гораздо лучше, чем мой старый сырой дом. Решил остаться.
Немного терпения
Реабилитация — это уже не лечение какими-то таблетками или капельницами. Здесь пациенты получают психологическую и социальную помощь. Программа «12 шагов», которую применяют в отделении, на мой взгляд, направлена на то, чтобы научить человека, зависимого от пагубных привычек, стать нормальным. Но мне вначале казалось, что это какая-то секта, и я, побывавший «на том свете», чувствовал себя повидавшим в этом мире все и не воспринимал всерьез прочитанные нам лекции и показанные фильмы. Пока однажды не состоялся тот самый разговор с психологом Валентиной Николаевной. Как-то стало неловко перед всеми этими людьми, занятыми моей персоной.
Постепенно я начал прислушиваться к тому, что, например, нужно научиться прощать и принимать свою неправоту. Не забывать о совершенных ошибках и обязательно пытаться их исправить. Относиться к своей работе максимально серьезно, насколько бы мала она ни была, и не надеяться, что успех и деньги придут сразу и в большом количестве. Немного терпения, и все получится.
Молитва как лекарство
Раньше ничего подобного я ни от кого не слышал. Но самое неожиданное чудо произошло со мной здесь буквально на физическом уровне. Я уже знал о постабстинентном синдроме, который происходит у наркоманов в определенное время после отказа от наркотиков. Эту сильнейшую ломку я испытал на 30-й день нахождения в наркологии и думал, что такого уже не произойдет.
Но шел третий месяц моего лечения, и вдруг, после игры в волейбол, которой мы здесь периодически себя развлекали, меня начало ломать, как при инфекционной болезни. Пот ручьем, слабость, но температуры нет. Невозможно передать, какие я испытывал мучения, от которых выл, как животное. Медсестры ничего не могли сделать без разрешения заведующей, а Елены Леонидовны как раз в отделении не было по каким-то причинам. Когда она появилась, я стал упрашивать дать мне хоть какие-нибудь таблетки, чтобы снять эту боль. Но она сказала, что никакие препараты мне сейчас давать нельзя.
— Что же мне делать? — спросил я.
— Молись, — такой совет дала мне врач.
И я стал молиться. Конечно, не зная никаких молитв, я просто просил у Бога помощи, как мог. Не поверите. Уже через час боль постепенно начала отпускать.
Удивляют простые люди
Из наркологического диспансера я вышел абсолютно другим человеком. Во-первых, перестал врать людям и гонять на машине, как сумасшедший. Стараюсь помогать всем, с кем когда-то поступил нечестно. Да и вообще больше делаю что-то просто так, потому что вижу, что нужна помощь. В последнее время стал замечать, что малознакомые мне люди идут навстречу, доверяют, совершают бескорыстные поступки. Раньше не обратил бы на такие ситуации внимания. А сегодня для меня это похоже на чудо.
А еще часто встречаюсь с пациентами реабилитационного отделения. Рассказываю о своем опыте людям, на чьем месте когда-то оказался сам. Однажды на такой встрече меня спросили: «А как ты теперь расслабляешься?». Я задумался, действительно, как? И пришел к выводу, что мое постоянное вранье всем и каждому как раз и привело меня к наркотикам, к желанию снять эти моральные угрызения. Сегодня, стараясь больше дать, чем взять у кого-то, я уже не чувствую никакого напряжения, поэтому и расслабляться не от чего.
Факт
Александр Яхно прошел пять месяцев реабилитации в Красноармейском филиале краевого наркодиспансера. Спустя десять лет после выписки, он наладил свой бизнес, купил квартиру и две машины. Перестал употреблять не только наркотики и алкоголь, но и бросил курить. Познакомился с девушкой, которая разделяет его нынешние взгляды. Также у Саши появилось новое увлечение — он научился управлять парапланом, и каждое лето проводит в Кабардино-Балкарии, в одном из курортных центров у горы Тихтенген. И теперь катает на параплане туристов и просто наслаждается этим удивительным местом.
Кстати
Наш герой не просто не стесняется пережитого опыта. Он готов помочь каждому, кто хотел бы попросить у него совета в преодолении зависимости. Если есть такие желающие, номер телефона Александра дадим в редакции.
Важно
Со дня открытия в Красноармейском филиале краевого наркодиспансера реабилитационного отделения, которое состоялось в мае 2013 года, здесь пролечились 1375 пациентов. Из них 629 больных наркоманией и 746 — алкоголизмом. В прошлом году через отделение прошли 85 человек.