На фермерских полях в Красноармейском и Калининском районах даже в декабре копают картошку

В случае поздней уборки второго урожая, важно суметь сберечь посадочный картофель, а товарный — как можно быстрее реализовать

Фото Владимира Белозирки

В бой пошли все

Некоторые фермеры не ограничиваются одним урожаем картошки, идут на второй круг. На прошедших выходных только в одном хозяйстве в Калининском районе на картофельных полях одновременно работали около 200 человек.

Из рассказов полтавчан, собиравших клубни вслед за картофелекопалкой, картофель отменный, ничуть не хуже «первого». А вот собрать его, фактически вынуть из грязи, а потом вытащить сапоги из нее же, дело непростое. Да и здоровья такая работа не прибавляет. Ноги в резине стынут, руки сковывает холодом, спина становится колом (на языке медицины — мышечно-тонический синдром). Тем не менее, на заработки едут люди разного возраста. Бывает, и пенсионеры.

Как потопал, так и полопал

В этом агробизнесе налаженная схема взаимодействия. Есть так называемые бригадиры, которые, находясь в постоянном контакте с фермерами, берут на себя вопрос обеспечения трудовыми ресурсами и доставкой людей микроавтобусами к месту копки.

Видимо в силу разных возможностей, фермеры варьируют систему оплаты: в одном случае сборщики урожая работают на общий котел, в другом — сдельно, по факту окончательного результата. Во втором — каждому из прибывших на фермерское поле (или группе лиц) выделяются рядки, мешки и… вперед. Здесь главное не жадничать: взялся за гуж, не говори, что не дюж. Картошка должна быть собрана на всем участке, где поработала картофелекопалка. Самые сильные и выносливые за день «накапывают» до трех тысяч рублей. Фактор трудолюбия не играет роли: пашут все, а вот кто больше или меньше получает, это уже вопрос именно силы и выносливости.

Не только собрать, но и отмыть

Если кто-то думает, что собранный картофель сразу же отправляется в торговые сети или на рынки, то это не так. Урожай свозят на перерабатывающий пункт, где клубни зачищают от земли и сортируют: крупные — на продажу, более мелкие, отвечающие семенным стандартам, закладывают на хранение как посадочный материал 2024 года.

Риск при получении второго урожая состоит не только в том, что можно попасть под дожди (или морозы) со всеми отсюда вытекающими трудностями и потерями. Посадочный картофель нужно суметь сберечь. А товарный — как можно быстрее реализовать. И тот и другой напитан влагой, а значит, любой дискомфорт при транспортировке и хранении может привести к порче, а, конкретнее — к убыткам.

Кто успел — удачу оседлал

Из разговора с Павлом Миргородским, фермером из хутора Прикубанского, выяснилось следующее. Вторым урожаем Павел Давыдович выращивает картофель восьмой год. При этом соблюдая севооборот. Самые лучшие предшественники для картошки — пшеница и люцерна. Еще говорят — соусный кабачок.

В этом году урожай фермер успел собрать в канун дождей. Тем не менее это не отменило защиту клубней от порчи в процессе хранения. Бурт, образованный в складском помещении, продувается двумя вентиляторами, причем это воздействие не внешнее — потоки воздуха проходят по специальным рукавам внутри продуктовой горки.

— С учетом того, что картошку мы выкопали незамокшей, не в том состоянии, когда она становится сочной грушей, с хранением проблем не будет, — заверяет глава фермерского хозяйства.

Природа: мать и мачеха

Дождливая погода, растянувшаяся больше чем на две недели, принесла много бед как сельхозугодьям района, так и людям, проживающим в частном секторе. Но полей фермера Миргородского эти напасти не коснулись. Он говорит, что дожди шли по принципу «где густо, а где пусто», и у них земля промокла всего лишь на штык лопаты. Ни о каких запасах влаги в почве даже разговора нет, а о подтоплениях — тем более. Может быть, поэтому и со вторым урожаем картофеля все вышло благополучно!..

Получается так, что успехи или неудачи в сельском хозяйстве зависят не только от профессионализма, ответственности и настроения людей. Еще и от погоды, от того, например, принесут дожди пользу или вред. Будут люди собирать урожай с песнями из кинофильма «Кубанские казаки» или молча, превозмогая тяжесть труда.

P.S. Помимо денег вольнонаемные получают от работодателя ведро картошки бесплатно и возможность закупить на зиму второй хлеб (уже отборной и отмытый) по 20 рублей за килограмм.

В тему

На Руси только в 19 веке распробовали и по достоинству оценили картофель. В неурожайные по зерновым годы как раз этот овощ спасал от голода. Отсюда и название — «второй хлеб»

Факт

Еще пять-шесть лет назад Краснодарский край по картофелю был реципиентом, то есть регионом, где потребление второго хлеба превышало его местное производство (соотношение в 2018 году — 284,7 тысячи тонн против 106,8 тысячи). Но уже в 2022 году валовый сбор картофеля составил 360 тысяч тонн. В уходящем, 2023-м, будет не меньше.

Цифра

152,4 ц/га — урожайность картофеля в Краснодарском крае в 2022 году. По разным источникам у фермеров нашей западной зоны планка урожайности поднималась в этом году до 160 центнеров (в целом этот же показатель приходится и на картошку второго посева).

Мнение

Владимир Бутылюк, полтавский картофелевод:

— Когда-то над моими попытками получить второй урожай картошки смеялись, мол, это фермерские амбиции. Но пришло время и стало очевидно: в условиях нашей климатической зоны это реально и целесообразно уже в силу того, что затраты на выращивание второго хлеба растут, а цена его реализации мало меняется в пользу аграриев. Чтобы быть с прибылью, нужно наращивать объемы производства, и как раз второй посев эту возможность дает. А еще появляется перспектива уйти от затрат на приобретение семян, так как некоторые нюансы производства второго урожая позволяют получить свой семенной материал. Дело в том, что формирование клубней в условиях повторного сева происходит в благоприятное время — осенью. Картофель не спекается от жары и поэтому не теряет первичных селекционных свойств. Более того! Если ботва попадает под заморозки или даже умеренный мороз, температурный шок становится сигналом к активизации жизненных сил клубней. Проверено не раз. Так что получить полноценные доморощенные семена — дело возможное и экономически выгодное.

Что же касается рисков, связанных со сроками созревания и самой возможностью уборки — здесь все, как в жизни: повезет — не повезет. Разве рисоводы не рискуют в той же мере и по тем же обстоятельствам? Хорошо было бы организовать переработку картошки в местах ее производства. Когда есть сомнения в том, сохранится ли она, это было бы спасением второго урожая.

Встанице