Большая история маленькой фермы

Аграрное равновесие. В ЭСП «Красное» без фермы не представляют себе нормально функционирующего сельхозпроизводства
На то и семеноводческое предприятие, чтобы заниматься семенами. Так, да не совсем… В ЭСП «Красное», несмотря на генеральную линию сельхозпроизводства, есть и МТФ. Это чья-то прихоть или навязанная еще в советское время обязаловка? Вовсе нет. Оказывается, ферма очень органично вписывается в структуру предприятия, и директор Евгений Петрович Максименко дал на этот счет внятное объяснение:
— Сам род деятельности – семеноводство — предполагает производственную дисциплину. В том числе и в севообороте, в необходимости сеять люцерну. А раз так — то как без фермы? Что, сейчас кому-то трава нужна, кому-то можно продавать сено и иметь с этого выгоду? Поэтому ферма для «Красного» — это данность.
Не забыл Е.П.Максименко и социальную составляющую, подчеркнув, что на МТФ работает больше двух десятков человек, следовательно, ферма еще и вопрос занятости населения решает.

Призеры всегда

Главный зоотехник, он же заведующий МТФ Анатолий Алексеевич Гриценко человек улыбчивый. Может показаться, что у него не жизнь, а рафинад. Но, это совершенно не так.
— Дождусь пенсии – сразу уйду, — грозится Анатолий Алексеевич.
— Да, ладно вам! Всю жизнь отдать животноводству, а потом взять и обрезать концы?
— Вот именно – всю жизнь. Устал!
Трудовая биография у Гриценко уместится в одной строке: 6 лет он отработал старшим зоотехником в РПЗ «Красноармейский» им. А.И.Майстренко (раньше — рисосовхоз «Красноармейский»), еще 6 лет — главным зоотехником там же. В октябре 2013 года у Гриценко будет две круглые даты: 60 лет жизни и 25 лет трудового стажа в «Красном».
…Ферму построили в 1965 году. Построили из расчета, что здесь будут содержаться 200 дойных коров, плюс «шлейф» — голов 400. Это как раз то количество, под которое есть кормовые угодья, а они – фактор севооборота. Самое любопытное из истории этой МТФ — это то, что здесь всегда были большие удои, но обогнать соседей («Красноармейский») так ни разу и не получилось. «Красное» по молоку или на втором, или на третьем месте. Годами. Десятилетиями.
Думаю, сильно не ошибусь, если скажу, что одна из причин стабильности постоянный человек у руля — А.А. Гриценко.
Самый высокий надой был в 2010 году. От каждой коровы получили тогда 5582 килограмма молока. Прошлый год завершили с результатом 5477 килограммов. Как нынче? Хорошо. За шесть месяцев 3085 килограммов на корову, соответственно, плюс 222 кг к уровню 2011 года.
С плюсом идти очень важно. В «Красном» не стали спешить с разрушением старых основ, кое-какие экономические принципы и стимулы по сей день в силе. Например, приснопамятная доплата (или, как сами селяне говорили, «допоплата»). Доярки «Красного» получают скромную зарплату – 8-12 тысяч рублей в зависимости от результатов надоев. Но вот заканчивается год, и в хозяйстве начинают сводить дебет с кредитом. Как правило, в обиде никто не остается: ни рисоводы, ни животноводы. Последние получают доплату на каждый заработанный рубль, и это, как вы понимаете, очень приличные суммы. «Лендкрузер», конечно, не купишь, но подержанную «девятку» — да, реально.

Кто рано встает…

В эти жаркие июльские дни доярки встают раньше обычного. В 4 часа утра уже подтягиваются на ферму. Дело в том, что буренок на ночь выпускают в баз. Там они хоть ветерочком свежим подышат вволю, да разомнут косточки. «Движение – это жизнь», — сказал герой мультфильма Воробей. Коровы того же мнения, и поэтому не очень охотно подчиняются дояркам, зовущим к летним навесам, на привязь. Вот и приходят женщины на час раньше – прежде чем подоить, надо еще собрать гулен.
С устройством молокопровода (как в корпусах, так и на летниках) ряды доярок поредели. Основные доярки: Е.Е. Шевченко, Н.И. Михайленко, Г.М. Коробка, В.А. Дудник; подменные – Е.В.Исаева и Т.Е.Гвозденко.
Математика простая: если на ферме 200 коров, то на каждую доярку ложится забота подоить пятьдесят. Подоить, обиходить, защитить по возможности от комара. В этом году ужас, что творится. Комаров – тучи. Чтобы хоть как-то отбить атаки кровососущих, животноводы устраивают перед дойкой дымовые завесы. Прелая соломка для этих целей – самое то.

У коровы молоко
на языке

А вот еще обязанность доярочек – раздать концкорм. Это тоже из советских времен сохранившийся порядок – комбикорм раздает сама доярка. Кто лучше знает про коров, какая сколько дает молока. По молоку и мера прикорма.
— Моя ты кормилица! — любовно скажет Наталья Игоревна Михайленко и сыпнет комбикорма побольше какой-нибудь Розе, Сирени или Отраде.
С кормлением на этой ферме все четко. Дойное стадо кормится как минимум 6 раз в сутки. А.А.Гриценко говорит, что обильное питье и шестиразовое кормление – это в повестке молокоотдачи. И вот еще на чем делается акцент! На «зеленку» не налегают. Траву смешивают с силосом, тем самым как бы усредняя рацион, в нем присутствуют и зимние, и летние корма.
А, например, спросите А.А. Гриценко, почему за два месяца до отела корове перестают давать концкорм и вводят в рацион… солому? Все это не случайно. Комбикорма лишают, чтобы теленочка не раскормить. Большой плод — трудные роды. Что же касается соломы, то это объемный корм, не позволяющий желудку излишне сокращаться. А раз так, то после отела корова быстрее наберет «форму», ее желудок будет готов принимать большие порции.
Впрочем, не следует думать, что коровушек держат на сухом пайке. Перед самым отелом комбикорм в рацион возвращают. Для подкрепления сил.
Или вот другое… Зачем корыта в базу, из которых животные пьют, время от времени натирают солью? Все просто. Соль — септик, она обеззараживает, не дает нарастать водорослям.
А вы думали, как получают 5,5 тысяч килограммов молока? Вот так!

Общее дело

На ферме нет людей, без которых можно было бы обойтись. А.А.Гриценко – вообще не обсуждается. Ветрач Валерий Гриценко (пошел по стопам отца!) тоже не обсуждается. Техник-осеменатор Наталья Волошинова? Она вообще столп, на котором держатся вопросы воспроизводства.
Незаменим механизатор Юрий Бабусов, работающий на греферном погрузчике, телятница Ирина Васильева, скотник Гадир Ибатов, под приглядом которого телки с нетелями, а это будущее фермы, ее молочного производства.
Здесь так: или приживаются на ферме, принимая ее жесткий распорядок, или бегут без оглядки. Вот и доярки. Самый маленький стаж у Е.Е. Шевченко — пять лет она здесь работает. Остальные, кажется, на МТФ и родились. Вот даже пенсионерам дома не сидится. Лидия Петровна Цымбал всегда готова прийти на подмогу, и, кстати, она же в числе лучших квартальных Октябрьского сельского поселения, не говоря о п. Рисоопытном. С Верой Александровной Дудник еще интересней. Пришла на подмогу — «чуток подменной поработать» — и задержалась на полгода. Теперь у нее своя группа и свои козыри. Чуть что, Дудник грозится: «Мне уже шестьдесят два стукнуло. Вот возьму и брошу все!»
Или Галина Михайловна Коробка. Тридцать два года проработала дояркой. А дома еще и козу доит.
— Слушайте! А коза вам зачем?
Галина Михайловна искренне удивилась:
— Как это — зачем? Будешь пить козье молоко — про аптеку забудешь.
…Обильные июльские дожди (1-я декада) прошли вовремя. Кукуруза в «Красном» буквально на глазах пошла в рост. Уж так поднялась – даже кабаны из Красного Леса «понадылысь» перебежки устраивать. Их так и прозвали «кукурузные браконьеры».
— То-то силоса набьем! – радуется А.А.Гриценко.
Да и с сеном в хозяйстве порядок. План (600 тонн) уже выполнен. Плюс ранний силос (овес с люцерной) — 1600 тонн.
Жить можно.

Фото Ольги ЖУК

Встанице
Уникальный вариант приобрести, то что нужно - это блэкспрут . Бс гл высокие технологии в каждой строчке кода