Уйдет ли с молотка «достояние республики»?

С Виктором Клименко, директором рыбхоза «Ангелинский», мы впервые встретились почти год назад, аккурат в День рыбака. В директорском кабинете не умолкал сотовый телефон, да и рыбаки «косяком шли», чтобы поздравить своего начальника. Поздравляли, радовались. А вот сам Клименко, едва улыбнувшись в ответ, как-то замыкался в себе. Было видно: этому рыбаку не до праздника.
Предложил говорить не в кабинете, а выйти на свежий воздух — сегодня невмоготу, мол, сидеть в четырех стенах. Во дворе чистота, порядок, зелень, цветы — все сделано с любовью.
— Смотрите, какой навес мы недавно соорудили, будет где и корма хранить, и технику. Комбикормовый завод достраиваем, — показывал и рассказывал директор. — Только для чего все это и кому останется — вопрос. Мы вчера ездили по домам, поздравляли наших ветеранов. Представляете, еще живы и здравствуют те, кто в 1947 году начинал строить наш рыбхоз! Вот они-то хозяйство удержали. А мы можем его потерять…
История в пересказе Клименко получается невеселая. ООО «Рыбоводное сельхозпредприятие «Ангелинское» — ведущее на юге России предприятие по производству рыбопосадочного материала. В свое время здесь было жесткое планирование: не дай Бог десяток-другой килограммов молоди отдать без разнарядки — скандалов не оберешься.
Потом начались лихие девяностые. Ценой больших усилий рыбаки сохранили свое предприятие. Прошла реорганизация, рыбаки создали ООО, поделив все на паи. Собрали более 520 тысяч рублей — по тем временам большие деньги. Перечислили их в республиканский бюджет. Заключили с администрацией Красноармейского района договор аренды на 49 лет, сделали паспорта, провели межевание. Ну и взялись за работу: выращивали рыбу, зарабатывали деньги и развивали предприятие.
Виктор Клименко здесь уже девять лет. За это время построена база на 250 тонн рыбы. Сотрудники на свои средства восстановили 2,5 километра федеральной электролинии, провода с которой в свое время были срезаны и проданы на металлолом. Очистили километры каналов, закупили новую технику, сделали гравийные дороги. На все про все за это время потратили более 20 миллионов рублей.
Настоящая гордость предприятия — краснухоустойчивый карп. Почти сорок лет назад его здесь вывел знаменитый профессор Валентин Кирпичников. Соавтором у него был местный селекционер Григорий Тихонов. Своей породой карпа они прославились на весь мир. И сегодня работа «Ангелинского» связана с выращиванием высококачественного племенного материала двух пород карпа, устойчивых к самым опасным болезням рыб. Ангелинские карпы внесены в «Каталог пород карпа стран Центральной и Восточной Европы».
Два года назад предприятие получило племенные сертификаты на маточные стада растительноядных рыб, завезенных из Китая.
— Хлопотное это было дело, — вспоминает генеральный директор «Краснодаррыба» Александр Миндра. — Помнится, мы вместе с Клименко в Поднебесную ездили. Без преувеличения скажу: с большим трудом ценой невероятных усилий привезли два килограмма личинки белого толстолобика из Китая. И за короткое время на племзаводе «Ангелинский» сумели получить несколько миллионов штук личинок белого толстолобика. Они «на ура» уходят в другие рыбные хозяйства края и даже за его пределы. Вот только вопрос, отнерестятся ли когда-нибудь эти самые китайские толстолобики?
Неприятности начались в конце 2009 года. Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю имущество рыбхоза, как сказано в нем, «составляющее имущество казны Российской Федерации», закрепили за федеральным унитарным предприятием «Кубанское» федеральной службы исполнения наказания.
— Вот такой «подарок» мы тогда получили, — продолжает Александр Миндра. — Мириться с этим не стали, ведь это означало полный крах. Получалось, что племенную рыбу, наш золотой генофонд, настоящее достояние республики — нужно было продавать как товарную рыбу?
В общем, тогда над племенным хозяйством нависла угроза реальной ликвидации. Рыбаки обратились с письмами к главе Краснодарского края, руководству Красноармейского района, в департамент сельского хозяйства с настоятельной просьбой помочь сохранить уникальное предприятие. Тогда в Министерство сельского хозяйства России было направлено ходатайство о сохранении племенного хозяйства «Ангелинское».
Через время приехала межведомственная комиссия из представителей Росимущества, Минсельхоза и других высоких ведомств. Они детально изучили сложившуюся ситуацию и в итоге признали, что закрепление земель ангелинского рыбхоза за предприятием «Кубанское» федеральной службы исполнения наказания принято с нарушением законодательства и без учета всех обстоятельств использования федерального имущества. Словом, распоряжение Росимущества по Краснодарскому краю было отменено. Рыбаки снова вернулись на свои пруды.
Тогда казалось, что справедливость восторжествовала. Но радоваться было рано.
— Трудно понять, почему так получается, — недоумевает Виктор Клименко. — Все нас поддержали, а территориальное управление по-прежнему против. Прошу понять меня правильно: мы абсолютно никого не виним, раз в свое время не довели до ума приватизацию. Но зачем уничтожать предприятие? Нам раньше выставляли арендную плату в 500 тысяч рублей. Мы ежегодно ее исправно платили. А тут сразу влепили счет на 11 миллионов за незаконное пользование имуществом и незаконное обогащение. Какое обогащение? Станешь тут миллионером при таких дорогих кормах и горючем…
Государственное кооперативное объединение рыбного хозяйства «Росрыбхоз» направило губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву письмо с просьбой сохранить предприятие. В нем подтверждается, что в течение срока действий договоров аренды хозяйство являлось добросовестным арендатором, выполняло все свои обязательства своевременно и в полном объеме. Почему же тогда теруправление, несмотря на отмену их упомянутого постановления, отказывается принимать решение о продолжении аренды с рыбхозом — и по сей день загадка.
В ответ на обращение государственного объединения «Росрыбхоз» глава края направил письмо в Минэкономразвития с просьбой при вынесении окончательного решения по использованию земель рыбхоза «Ангелинский» учесть заинтересованность Кубани в сохранении рыбоводного племенного завода как рентабельного предприятия, производящего свыше 600 тонн товарной рыбы и дающего работу 80 рыбакам.
— К нам в Москве в Росимуществе значительно лучше относятся, чем в краевом теруправлении, — рассказал Александр Миндра. — Да, в свое время при оформлении документов на приватизацию люди проявили юридическую безграмотность. Ну так уже давно можно было поправить дело. Даже Федеральное агентство по управлению государственным имуществом настойчиво рекомендовало нашему территориальному управлению Росимущества заключить напрямую договор аренды с ангелинским рыбхозом.
А воз и ныне там. В начале всей этой, беру на себя смелость сказать, искусственной тяжбы и многочисленных судов разводное предприятие, как уже отмечено, было передано Главному управлению исполнения наказаний по Краснодарскому краю. Зачем этому ведомству уникальный племзавод? Тогда рыбаки с помощью губернатора и Минэкономразвития отстояли предприятие. Теперь вот вторая серия… Теруправление Росимущества передало «Ангелинский» в управление — кому бы вы думали?
— «Туапсеберегозащита». Зачем, почему? Неужели предприятие не может напрямую заключить договор с теруправлением и спокойно работать?
— Мы должны сделать все по закону, — ответил на наш вопрос помощник руководителя территориального управления Росимущества Эдуард Черный. — Рыбхоз станет структурным подразделением этого ФГУП, будет также спокойно работать и платить налоги.
С большим трудом мы отыскали организацию «Туапсеберегозащита». Даже в туапсинской администрации нам не смогли назвать ни ее телефона, ни адреса. Да, когда-то была такая, но что стало с ней, сейчас никто ничего не знает…
И все же мы нашли исполняющего обязанности директора «Туапсеберегозащиты» Сергея Книжникова.
— Я уже не исполняющий обязанности и не руковожу этим предприятием, — сразу сказал он.
— Пару недель назад я написал заявление по собственному желанию. А что касается ангелинского рыбхоза, то тут много непонятного. Аукциона никакого не было. И сумма налогов взята с потолка.
Вот так.
Еще совсем недавно, будучи самостоятельным предприятием, «Ангелинский» исправно платил каждый год в государственную казну 450 тысяч рублей. Теперь же «Ангелинский» ежегодно должен перечислять своему головному предприятию «Туапсеберегозащита» по 4,5 миллиона рублей — чтобы то платило за рыбхоз налоги. Плюс НДС. Вот и посчитайте. Сумма выплат для рыбхоза просто неподъемная. Да и с какого потолка она была взята? Понятно лишь, что для уникального хозяйства это верный путь к банкротству. Уже сейчас рыбаки тот же кредит на развитие взять не могут, — ведь у них не осталось даже собственных реквизитов… Да теперь у них ничего своего нет.
А без преувеличения можно сказать, достояние России — уникальная порода единственного в стране краснухоустойчивого карпа — может скоро бесследно исчезнуть.
Сейчас теруправление Росимущества по Краснодарскому краю возглавило новое руководство. Сможет ли оно направить проблему с уникальным предприятием в нужное русло? Хочется надеяться…
Б.Золотов,
спецкор «КН»

Встанице