Агропром. Главной проблемой для владельцев личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств остается реализация выращенных фруктов и овощей на рынках страны
Мир, как известно, делится на пессимистов и оптимистов. Если брать первых, то минусовые показания термометра, по их мнению, сгубили урожай всех косточковых. Если ориентироваться на оптимистов (среди которых главный агроном райсельхозуправления Н.А. Лемешко), страхи слишком преувеличены. На самом деле, нулевая температура (что и было в среднем по району) нанесла ущерб только открывшимся почкам, то есть, речь идет лишь о том, что урожай жердел, абрикосов может быть несколько снижен. А вот истинную оценку похолоданию мы получим, только когда будет завязь.
Глава крестьянско-фермерского хозяйства Р.И. Ковалев пока обходится без сердечных капель. Сливы в его саду еще не зацвели, а значит, ущерб прошел мимо.
Нам бы компас
Расчеты показывают, что россияне ежегодно потребляют около 10 миллионов тонн фруктов и ягод, да плюс виноград. Из этого количества только пятая часть – наша, отечественная продукция, остальное ввозится из-за рубежа. Наверное, в связи с этими цифрами и возникают сомнения, мол, не успеют на Кубани собрать яблоки, как вот уже фуры со всех концов страны в очередь становятся. Так ли это?
— Единственное место, где дело клеится с реализацией, – это ярмарки выходного дня, и главная ярмарка Кубани, та, что проводится на ипподроме, — рассказывает фермер Р.И. Ковалев. – Что же до больших объемов, когда грузится фура, – это уже посредники, они контролируют плодово-ягодные потоки в мегаполисы. Яблоки, которые на рынке в Полтавской стоят сорок рублей за килограмм, мы отдаем по 15-17 рублей. Причем, рады, что хоть так. Были попытки самостоятельно вывезти продукцию в Москву. Но, увы! Все пути перекрыты, все места заняты. И вот что характерно: среди перекупщиков и тех, кто держит московско-питерские рынки, русских нет. И ничего здесь не меняется. Так было пять лет назад, так и в прошлом году…
Менеджеры говорят, что любое хорошее дело можно так организовать, что народ плеваться будет. Но и устраняться от проблем, от ржи, разъедающей рыночные отношения, тоже не гоже. Какие-то процессы должны регулироваться в обязательном порядке.
Оптимистом быть обязан
Тем не менее, Роман Иванович Ковалев сдаваться не собирается. Напротив – его дни кипучи от предпринимательской активности. Только за 2012 год в саду прибыло пополнением – 21,5 гектара молодого сада. И кстати: поддержка из краевого бюджета оказалась для фермера существенной. Так, например, расходы на закладку сада на 40 процентов были покрыты за счет субсидий. Предусматривается помощь в уходе за молодыми деревьями, в раскорчевке старых. «В этом году обещают субсидии на шпалеру», — говорит Р.И.Ковалев, наверняка, подразумевая какие-то свои шаги.
А еще Роман Иванович думает в пять раз увеличить мощность хранилищ и довести до 100 тонн. Это позволит растянуть период реализации. «Сад-гигант» не случайно параллельно вкладывал огромные средства одновременно и в новые посадки, и в холодильники. Выгода очевидна: предприятие торгует яблоками чуть ли не нового урожая, тем самым получая совсем другую прибыль. Не случайно в послании кубанскому Парламенту А.Н.Ткачев отмечал, что в крае еще мало хранилищ, а поэтому продукция в пик уборки уходит за бесценок. Так и есть.
…Был свидетелем разговора стеблиевских фермеров о том, какие культуры надо выращивать, а с какими повременить. Про картофель сказали так: «Года два, а то и три — бесполезно. Все кинулись в картошку». Насчет томатов и того веселей: «Помидоры теперь — за китайцами. Пока китайцы не выедут — и не думай…» Самый продвинутый стеблиевец авторитетно заявил: «А мне в магазине «Семена» дают наводку: на что был большой спрос, то я не сею…»
Такая, значит, ромашка получается. Как не было, так и нет единой информационной базы, которая бы давала ориентиры, какими культурами насыщать огороды, делянки и поля. Стоит ли удивляться, что так много хозяйственников от директоров сельхозпредприятий до владельцев ЛПХ все больше тоскуют о госзаказе!