Агропром. Потеряв голову в погоне за быстрым рублем, аграрные бизнесструктуры района могут вскоре полностью исчерпать производительные силы почвы
На выходе в трубку
История с озимыми 2012-ого года преподала нам два урока: первый — что зимы на Кубани непредсказуемые, и второй – что агротехника (желательно передовая) должна стоять во главе угла. Напомним: в прошлом году гибель озимых была зафиксирована на 8,9 тысячи га.
В этом году погодные условия совершенно другие, все точно до наоборот — аномально теплая зима. Это и наложило свой отпечаток. Например, подкармливать зерновые начали раньше, чем обычно. Очень взвешенно подошли к дозировке: переборщить с удобрениями в условиях, когда трава нарастает не по дням, а по часам,- это не шутки.
— Теперь в хозяйствах готовятся ко второй подкормке, и вновь на повестке дня планомерность, — говорит главный агроном управления сельского хозяйства администрации района Н.А. Лемешко. — Целесообразно повторно подкармливать, когда пшеница будет выходить в трубку.
Руль
Эффективная подкормка – это не только ориентир на стадию развития. Надо знать состояние почв: что там с плодородием, с азотом, калием, фосфором. Можно загнать миллионы рублей на минеральные удобрения, а отдачи не получить. В Краснодарском крае до сегодняшнего дня действует порядок, согласно которому обследование почвы на суходоле делается 1 раз в 5 лет, а на орошаемых сельхозугодьях – 1 раз в 3 года. Главный агрохимик района С.М.Кривошеев дает следующий комментарий:
— Аграрии района достаточно законопослушны. В этом году плановые исследования должны пройти на площади 36 тысяч гектаров в 11 хозяйствах разной формы собственности, и работа, как я полагаю, будет выполнена. Важно, чтобы анализ почвы не для «галочки» делался, не только потому что к этому показателю идет привязка субсидий. Это нужно, чтобы иметь полное представление о состоянии земли, а, следовательно, чтобы получить возможность влиять на урожай той или иной культуры. Знание почвы – руль для агронома.
Среди хозяйств, которые идут именно в этом направлении, С.В. Кривошеев первым назвал РПЗ «Красноармейский» им. А.И. Майстренко, где все анализируют, многие аграрные перспективы предсказуемы, потому что здесь занимаются животноводством, соответственно, в севообороте есть место кормовым травам, и это работает на сбережение плодородия.
Ну а в целом картина не то чтобы радужная. По словам Кривошеева, за предыдущие 15 лет содержание гумуса уменьшилось на 0,3 процента. Кому-то это может показаться смехотворным, но как посмотреть. Если с кожного покрова снести микрослой, то будет беда. Так и здесь.
К сведению: стоимость комплексного обследования почвы — 58 рублей за гектар, 30 рублей погашается за счет краевого бюджета.
Где наша голова?
— Почву надо исследовать не только на предмет плодородия, необходимо заниматься и фитоэскпертизой, — считает начальник красноармейского отдела Россельхозцентра А.Г. Гончаров.
С его слов выходит, что только одно хозяйство в районе провело эту работу, и когда получили результаты, то прослезились. В почве фактически нет полезной микрофлоры: «хороших» грибков – раз-два и обчелся, зато «плохих» — рать. Гриб фузариум является «отцом» заболевания под названием фузариоз. Группа аспергиллусов (плесневых грибов), отвечающих за процессы гниения, – вот чем теперь богата земля-кормилица.
Вследствие чего все так стало? Ответ далеко искать не надо. Из сельхозпроизводства почти выпала животноводческая отрасль. А если нет животных — нет органики. Да и многолетние травы выращивать уже не для кого. Исчезли инструменты, благодаря которым залечивались раны, нанесенные в результате интенсификации сельхозпроизводства.
— Сегодня, чтобы получить хороший урожай, необходимо увеличивать дозы удобрений и параллельно активнее работать фунгицидами против разрастающихся болезней, — говорит Гончаров. — Путь очень затратный. Например, цена литра фунгицидных препаратов превысила 2,5 тысячи рублей. С учетом того, что обстоятельства заставляют делать 3-4 обработки, это выливается в копеечку. Так же и с удобрениями. Они не дешевеют.
В советское время были разработаны бактериальные препараты, так называемые триходермины. Полезная микрофлора создавалась в каком-то смысле искусственным путем — через принудительное заселение. В колхозе «Октябрь» Калининского района это всё применялось и дало положительный результат: через три года прибавка к урожаю составила 20 процентов.
Наверное, есть резон вспомнить полезный опыт. Думаю, все вернется на круги своя только в том случае, если на фермах появятся коровы, навоз, а в севооборот вернется люцерна в тех пропорциях, как это было раньше.
Если же нет, тупик неизбежен. Сегодня корневая гниль озимых колосовых – бич. Бороться с этой напастью и трудно, и дорого. Так дорого, что не далек тот день, когда на хлеб будет цены не сложить. А ведь это хлеб! В советское время он был иконой. Поэты писали: «Хлеб – имя существительное», «Хлеб – всему голова».
Забывшись в погоне за быстрым и верным рублем, аграрные бизнесструктуры могут вскоре исчерпать перспективы беспечной жизни. А как же быть нам, всем, кто беспокоится о матушке-земле, о её «здоровье»?