Актуальное интервью. Рано или поздно воду во всех чеках рисовой системы нашего района придется считать
Наш сегодняшний собеседник – начальник Красноармейского филиала ФГУ «Кубаньмелиоводхоз» А.Н.Старшов.
— Анатолий Николаевич! Между «Кубаньмелиоводхозом» и водопользователями заключается договор, согласно которому одни обязуются подать воду, другие — заплатить за эту услугу. Когда разразился кризис маловодья, кто-то из аграриев сказал примерно так: «Ничего не знаю, мне воду дать должны». Как вы прокомментируете эту позицию?
— В любые соглашения могут вмешаться форс-мажорные обстоятельства. Так получилось и у нас: воды в Краснодарском водохранилище накопили мало, снега в горах – недостаточно, дождей нет. Все вместе взятое и привело к дефициту. И сказать в трудную минуту «ничего не знаю, моя хата с краю» — это неправильно, не по-партнерски. Используя случай, отвечу на упреки относительно стоимости услуг. Да, дорого, но не я так решил. На это есть порядок определения расчета, разработанный в министерстве. И еще. Когда начинают делиться на «твое – мое», надо понимать, что и у мелиораторов, и у сельхозников есть общий начальник – министр сельского хозяйства РФ.
Что же касается дефицита воды, эту проблему надо решать сообща, что, кстати, и происходит. Мы стараемся грамотно маневрировать водой, а водопользователи — ее беречь.
— Будет ли в обозримом будущем решен вопрос по оплате израсходованной воды исходя из фактического потребления?
— Здесь не все так просто, как может показаться. Во-первых, надо еще найти счетчики, которые смогли бы обслуживать такой объем воды. Во-вторых, по сложившейся практике, потребители покупают измерительные приборы за свои деньги, а это применительно к рисоводству будет очень недешево. И, наконец, в-третьих, надо не только поставить счетчик, но и подумать, как его уберечь от рук поганых. У нас железо с рисовой системы тянут, а тут дорогостоящий прибор…
Лично мое отношение к учету воды и, соответственно, оплате – самое положительное. Найдется приемлемое решение, как учитывать, – я обеими руками буду «за».
— Если не брать в расчет дореволюционные попытки казаков выращивать рис, можно сказать, что на Кубани мелиорация обозначилась в 30-е гг. при Жлобе. А скажите, сохранилась ли старая система, и как она взаимодействует с современными объектами?
— Представьте себе, жлобинские строения сохранились. В нашем филиале имеются каналы и гидроузлы еще тех времен. Старый МК, Р-ч, Левая и Правая ветка, гидроузлы на низ № 1,3,4,44. Плюс канал питания, построенный в 1949 году. Они задействованы на водоподаче в РПЗ «Красноармейский» им. А.И.Майстренко, ЭСП «Красное» и дальше вниз. Нельзя сказать, что все здесь хорошо, ведь пропускная способность уже не отвечает современным требованиям, однако же, до коренных преобразований дело не доходит, финансирование большой реконструкции все откладывается. Поэтому мы собственными силами кое-где углубили каналы, произвели модернизацию гидроузлов.
— Ваше учреждение отличается очень опытными кадрами. Чего стоит один только Кирилл Иванович Воронко в свои восемьдесят два!.. В чем тут дело: люди не представляют себе жизни без работы, это такая верность профессии, или же здесь что-то другое?
— Однозначно не скажешь. Да, люди наши очень преданы делу. Кирилл Иванович в свои почтенные годы успешно возглавляет ремонтно-строительный отдел. Не усидел дома и Александр Павлович Черный. И это несмотря на большие сложности со здоровьем, которые у него были. Он у нас командует отделом водопользования. Корифеи мелиорации — главный инженер Михаил Дмитриевич Левицкий, начальник отдела насосных станций Владимир Алексеевич Пономарев, главный энергетик Анатолий Леонтьевич Янгичер. Ну а то, что молодежь не очень-то рвется к нам, так это все потому, что работы много, а зарплаты мало. В Красноармейском районе самая большая мелиорируемая территория, наверное, в мире. Очень мощные гидротехнические сооружения. Чего только стоит четвертая насосная станция, перекачивающая до 50 кубометров воды в секунду. Она осуществляет сброс воды с рисовой системы, площадь которой 24 тысячи гектаров, плюс 2 тысячи Калининского района. Большой чиновник, однажды увидевший, как все это работает, воскликнул: «Да это целый завод!..»
— Кого бы вы хотели отметить в связи с профессиональным праздником и ввиду того, что именно сейчас мелиораторам приходится решать судьбоносные для отрасли рисоводства вопросы?
— В нашем учреждении нет балласта, нет людей, которые лишь значатся. Каждый – значителен. Поэтому очень сложно кого-то выделить. И все-таки, помимо вышеназванных специалистов надо выразить благодарность начальникам участков: Красноармейского — Александру Николаевичу Шинявскому, Ивановского – Дмитрию Дмитриевичу Цыпкину, Джерелиевского — Александру Николаевичу Кисляк. А также — начальникам насосных станций: Александру Афанасьевичу Михайлик, Виктору Ивановичу Хинько; лучшему экскаваторщику управления Сергею Леонидовичу Воробьеву и многим другим.
— Спасибо, Анатолий Николаевич! Пусть каналы будут полными воды, чеки — урожая. Счастья вам и здоровья!