Современное животноводство. Мы продолжаем рассказывать о фермах района. Сегодня вы узнаете, как живется-можется на МТФ №9 агрофирмы «Россия». Это единственная в районе ферма, где победили лейкоз
Режимный объект
Есть такое понятие «зона рискованного земледелия…» Обычно так обозначают не очень подходящие сельхозугодья или климатическую нестабильность. А теперь, похоже, что целая отрасль подпадает под это определение. Отрасль животноводства. Потери, которые несут хозяйства по крупно-рогатому скоту, по свиньям из-за болезней, впечатляющие. Поэтому не удивительно, что на МТФ № 9 агрофирмы «Россия» все так строго. Въезд на ферму держит закрытым замок амбарного типа. Дезбарьер забран в металлические конструкции, никаким виражом его не объехать. Пешеходный проход на территорию фермы – это тоже не тенистая аллея, а двустороннее заграждение из проволоки. Теперь бытовки… Для мужчин и для женщин есть помещения, где они в одном месте снимают домашнюю одежду и определяют ее в именной шкафчик, в другом – облачаются в рабочее, тоже пользуясь именным шкафчиком. Да-да, здесь на каждой дверце приклеена полоска бумаги с фамилией и инициалами.
Конечно, есть душевая, а в уголке бытовки блестит новым корпусом современная стиральная машинка… Вот это и есть ферма закрытого типа.
Ферма-локомотив
На МТФ №9 715 голов КРС, из них 383 — фуражные. Они — настоящие кормилицы. В эти дни от каждой надаивают в среднем по 16-17 килограммов молока.
Работа по программе защиты поголовья от лейкоза здесь велась несколько лет кряду, последние три года просчитывали каждый шаг, чтобы все-таки вытеснить болезнь. «Вытеснение» сказалось на продуктивной отдаче. При всем том, что прошлогодний результат был отличный — от каждой коровы получили 5970 килограммов молока. Совсем немного до шести тысяч не дотянули.
Нашлись шутники, которые говорили:
— Тю! Заняли бы тридцать килограммов…
Заведующий С.Ф.Руденко вздыхает. Это тот случай, когда без копейки рубля не бывает. Хоть чуть-чуть, а не 6000. Рубеж, который девятая ферма держит уже лет десять.
Впрочем, все понимают: есть большой результат, есть повод радоваться от души каждой капле от надоя, ведь каждая капля получена на ферме, полностью оздоровленной от лейкоза. Или попросту сказать – от совершенно здоровых коров.
Теперь МТФ № 9 как бы локомотив. Она тащит за собой другие, снабжая всех новорожденных телят и молозивом, и молочком. Это и есть наипервейшее условие, чтобы уйти от заболевания. Только через сохранение молодняка можно выровнять ситуацию.
В общем, девятая ферма стала многофункциональным объектом животноводства, взвалив на себя заботы молочной кухни. А это тоже «не взял да налил». Собранное молозиво хранится в специальной морозильной камере. Хранится порционно. От какой бы мамки ни народился теленочек — от благополучной по здоровью или неблагополучной — малышу всегда достанется то, что определено ему природой.
Все профессии важны
На ферме нет второстепенных работников. Когда мы с заведующим С.Ф.Руденко стали выделять ключевые фигуры, получилось, что и осеменатор, и ветврач, и повар, и охранник – все как столбики-подпорки. Убери один, и конструкция зашатается. Ну а о доярках и говорить нечего: если кто-то «фигура», то они — ключевое звено. Любовь Александровна Бойко в прошлом году надоила 328 тонн молока, на каждую из 43 коров вышло по 7620 килограммов. За шесть тысяч надоили С.В.Мегиза, Б.Н.Рашидова, Л.И.Бачко, Л.Ю.Федюн, Н.Д.Колодько.
Отлично трудятся телятница Ж.П.Герасименко, оператор, обслуживающий линейный молокопровод Ю.Г.Олейник, кормачи С.И.Бакаев, Н.А. Миргородский, Р.Ю. Бедный. Скотник — уже отжившее понятие. Сегодня работник, занимающийся кормлением животных, не столько с вилами дружен, сколько с рулем. Все, кого называют на ферме кормачами, работают и механизаторами.
Ну и, конечно, надо отметить Сергея Николаевича Молева. Он и на погрузчике, он и на отвозе, он и кормосмеситель запускает в работу. Сергей Николаевич и раньше не подводил, а теперь и подавно. От почасовой оплаты ушли, нынче заработок Молева привязан к конечному результату, к привесам и надоям. Чем больше продукции получают на ферме, тем весомее зарплата.
Корма на ферме готовят сбалансированные, «на каждый коровий период». Для тех, кто после растёла, для тех, кто в запуске… В общем, получается пятиступенчатая комбинация, и на каждую ступеньку отмеряют свою порцию, свой набор питательных веществ. Очень выручает «склад номер один», как здесь говорят. На самом деле – это место, где хранится и перерабатывается в комбикорм фуражное зерно. Как бы ни хвалили покупной комбикорм, а если сам сделаешь – это гарантия, что сбалансированность будет без изъяна.
На ферме давно практикуют однотипное кормление, в летнюю пору «зеленка» занимает не больше 20 процентов от общего объема: чтоб зеленый лужок не бередил, не снился. А кормить продолжают в русле стабильного рациона. Стабильный рацион обеспечивает и надой стабильный.
Лошадиная сила – это сила
Каким бы однотипным ни было кормление, какой бы традиционной не оставалась технология, все равно – на каждой ферме есть свои организационные изюминки.
Но Руденко заявляет:
— У нас все, как у других.
Руденко он такой и есть. В общей сложности, он отработал руководителем на фермах четверть века. Привык тянуть лямку без лишнего «ля-ля». И все-таки мы нашли особенность девятой фермы. Как в старые добрые времена, здесь продолжают использовать тягловую силу, то есть лошадок. Если кто-то думает, что это — анахронизм, дремучесть колхозная, то он сильно ошибается. Лошадкой гораздо проще и дешевле подвезти корма небольшого объема. Не повезешь же мешок ценного прикорма в корпус к телятам на тракторе!.. Да и на плече нести в двадцать первом веке – не очень-то.
Выше я говорил, что кормачи здесь отличные механизаторы. Так вот… Они же не менее отличные ездовые. А как волнующе звучит это: «Тпр-р-ру» и «но-о».
Ноу-хау из «России»
Под завязочку нашего рассказа я оставил самое интересное, то, о чем главный зоотехник А.И.Андриенко и старший зоотехник-селекционер Т.Н. Баранова говорят с придыханием. Американцы разработали технологию искусственного осеменения, при которой можно получать телочек с вероятность 95 процентов из 100. Мы не будем вдаваться в тонкости, что там и как делают с семенем быков-производителей, как выделяют и разделяют. Суть в другом: стало возможно получать телочек как бы на заказ и это, конечно, чудо, прорыв, за этим стоят сказочные перспективы. Во-первых, каждая появившаяся на свет телочка — с хорошей генетикой, в том числе и по продуктивным показателям. Во-вторых – это свежая кровь, которая в дальнейшем даст положительные свойства, усилит потенциал молочного стада. К концу года в агрофирме «Россия» планируют получить 350 телочек-«американок».