Наш корреспондент попытался выяснить причины резкого роста стоимости отечественных овощей
Цены на обычные овощи, так называемый «борщевой набор», как-то неожиданно для рядовых потребителей взлетели до небес. Есть ли этому объективные причины, разбирался корреспондент «Голоса правды».
Шок-цена
Раньше в овощном ряду самыми дешевыми были картошка и морковь. Последняя в этом году побила все ценовые рекорды, поднимаясь до 150 рублей за килограмм. Одни эксперты говорят, что это сказывается общая тенденция подорожания продуктов питания, другие винят погоду. Третьи указывают на то, что пришла пора усилить экономическую мотивацию выращивания этого корнеплода. Только все эти объяснения покупателям малоинтересны. И даже несмотря на то, что цена несколько снизилась и колеблется на сегодняшний день от 65 до 100 рублей, пенсионеры и другие малоимущие потребители — в шоке.
Новый «герой»
Мы уже свыклись с тем, что гречка стала мерилом благополучия. Как только возникает кризисная ситуация — населением почему-то скупается именно эта крупа, а ее стоимость повышается. И вот новая «героиня нашего времени» — морковка. Росла-росла в цене потихоньку, пока в июне не стала в два раза дороже импортных бананов, привезенных аж из Эквадора. Небывалый поворот событий, особенно если брать во внимание наш благодатный юг. В Свердловской области цена на морковку достигла 90-100 рублей, но там нашли объяснения росту. Мол, свою съели, а привозная — из Казахстана, Киргизии, Азербайджана — встает в копеечку. Из каких же земель заморских доставили к нам на юг морковку, если стоит она на полтинник больше уральской?
Во всем виноваты дожди?
Полтавчанка Наталья Кожевникова, торгующая на полтавском рынке овощами, уверена, что в этом году все карты спутала погода. Дождливая весна долго не пускала фермеров в поле. В итоге, сроки сева овощей сдвинулись минимум на две недели.
— Вот эти две недели задержки и произвели ценовую революцию, — делает вывод предприниматель. — Моя сестра как-то умудрилась перед Вербным воскресеньем отсеяться, и худо-бедно дергает морковку. А у меня она все еще в зачаточном состоянии. Точно так же и со свеклой.
Виктор Швец, житель хутора Трудобеликовского:
— Дорогая морковка? Выращивайте сами, и будет вам дешевая. А если под пленочку посадите — еще и раннюю получите. Чем дальше, тем больше мы становимся обществом потребления. Бежим на рынок за пучком петрушки, а собственные огороды не обрабатываются, зарастают бурьянами. Потом в «Голосе правды» пишут про полчища улиток, клопов, змей… Из-за нашей лени дичают станицы и хутора. Мне, например, стыдно было, когда на прямой линии Президента России спросили, почему дорогая морковка.
Владимир Кузьменко, ветеран труда, станица Полтавская:
— Если у нас все энергоресурсы и стройматериалы, как на крыльях, поднялись в цене, то почему продукты питания должны остаться дешевыми? За какие шиши фермер построит навес или купит ГСМ, если его продукция ничего не будет стоить? Так ведь и разориться недолго.
Зинаида Лиховая, пенсионерка, станица Полтавская:
— Больше всего дороговизна на рынке бьет по пенсионерам. Я на стройке работала, у меня пенсия еще более-менее неплохая, а у соседки — 9,6 тысячи рублей. Как ей сводить концы с концами? А тут еще морковка стала золотой. Да и бурячок тоже, извините, кусается. Где это видано, чтобы в июне морковь и свекла продавались по 70-80 рублей? Что-то здесь не так. Сплошные перекосы. Взять хотя бы картошку. На Полтавском рынке ее по 35 рублей за кило можно купить, а в торговых сетях — за шестьдесят… Я спросила у продавца: почему так? А он мне в ответ: «Картошка заграничная!..»
Галина Кузьменко, начальник отдела потребительской сферы районной администрации:
— Причины дороговизны моркови объективны. В 2019 году корнеплода произвели в переизбытке, соответственно, цена реализации не оправдывала ожидания индивидуальных предпринимателей, фермеров и владельцев ЛПХ. А крупные сельхозпроизводители такой «мелочевкой» не занимаются. В 2020-м посевы культуры сократились, и как результат — нынешняя ситуация. Прошлогодние запасы закончились, а новый урожай еще не подошел. На этом стыке и произошел взлет цены.
Еще нужно отметить, что первая морковь нового урожая выращивалась под укрытиями, при этом затраты заметно возрастают. Так что, пенять производителям, наверное, неправильно. Каждый из них нацелен на получение дохода. Рыночные отношения, как правило, не подразумевают альтруизма.
Александр Соловьев, предприниматель, станица Полтавская:
— Занимаюсь розничной продажей овощей. Закупку делаю на оптовых рынках, у фермеров, в личных хозяйствах. Когда морковка подскочила в цене до опасных пределов — закупка стала 100-120 рублей, я убрал ее из своего товарооборота. Слишком большой риск. Можно сработать себе в убыток. Ну а кто-то не побоялся и, пусть со скрипом, но продавал даже по 150 рублей за кило.
Сейчас закупочная цена на овощи начала снижаться. Наверное, и я снова возьму морковь для торговли.
Виктор Данилов, глава КФХ, станица Новомышастовская:
— А почему только о морковке речь? У нас ценовые скачки каждый год бывают. Что-нибудь из овощей или в плюс идет производителю, или в минус…
Мой знакомый рассказывал: «Я уже хотел махнуть рукой на морковку, не сеять ее больше. Но потом все же решил попытать счастье еще разок! И нынче корнеплод «выстрелил» и оправдал вложения всех пяти лет».
В этом году ценовые «качели» ударили по производителям томатов и картофеля. Закупка последнего с поля — 12 рублей за килограмм. Отличные помидоры сдают за бесценок на томат. А все почему? Потому что нет государственного регулирования.
Кстати
Авторитетный российский экономист Георгий Остапкович связывает рост цен с пандемией. И считает, что это — общемировая тенденция. — Запущен печатный станок, -комментирует он ситуацию в издании. — Таким образом власти пытаются поддержать людей и спасти экономику. Нужно понимать: инфляция — это не рост цен, а снижение стоимости денег. В оборот запущено до 10-11 триллионов долларов. Естественно, что все производители товаров, в том числе и продуктов питания, включились в гонку. Уровень цен растет везде.
Второй существенной причиной Остапкович называет ослабевший рубль. Импортное оборудование, сельхозтехника, средства защиты — все подорожало, соответственно, производителям ничего не остается, как компенсировать свои дополнительные затраты наращиванием стоимости товаров.