Аграрии считают, что «водяные» риски должны быть застрахованы
По данным Национального союза агростраховшиков, объем страхования в области растениеводства Кубани, с учетом господдержки, вырос за год на 26 процентов. В Красноармейском районе дела обстоят не настолько оптимистично, но на это есть объективные причины.
Если не считать аварийную ситуацию на Федоровском гидроузле, район ежегодно сеял рис на площади, превышающей 40 тысяч гектаров. Этот приличный «кусок» сельхозугодий оказывался за бортом интересов страховщиков. Причиной тому — главное условие возделывание агрокультуры — вода. А именно: есть этот ресурс производства или его нет. Что-либо другое из природных факторов имеет значение, но, как показывает практика, здесь риски не столь судьбоносные. Поэтому, по мнению производителей белого зерна, страховать урожай — значит наращивать необязательные затраты.
После того, как функцию Федоровского гидроузла взяла на себя временная дамба, риски, связанные с орошением, возросли. Соответственно, активизировалась тема страхования, но, аграрии остались верны своим приоритетам. Они считают, что страховой случай должен быть связан исключительно с водой. Если ее не подали на рисовые чеки, или динамика орошения дала сбой — это и должно стать основанием для возмещения ущерба.
Вот здесь и начинается пробуксовка. «Кубаньмелиоводхоз» ограничивает свою ответственность тем, что является только проводником воды. А за ее наличие в требуемых объемах отвечает Кубанское бассейновое управление. Именно оно регулирует сброс с водохранилища, обеспечивая полноводность реки Кубани или — наоборот.
Но у этого хозяйствующего субъекта — свои резоны: в Краснодарском водохранилище ровно столько воды, сколько принесли в него реки. А это уже — вопрос погодноклиматических условий: лето дождливое или засушливое, зима снежная или так себе. В конечном счете, все сводится к Божьему промыслу. Следовательно, в определении страхового случая возникает такой люфт, что либо агростраховщик увильнет в сторону, либо страхователь.
Напоминаем:
В процессе строительства временной дамбы очень активно поднимался вопрос страхования не только посевов риса, но и, в частности, самой дамбы. Предполагалось, что в случае форс-мажорных обстоятельств рисоводческие хозяйства, как третьи лица, получили бы свою долю компенсации. Однако это предложение не нашло развития. Выяснилось, что сначала объект страхования нужно передать на баланс управлению «Кубаньмелиоводхоза». Ну а потом дамбу разорвало течением — и тему закрыли…