Когда мы говорим о прошлом, то всегда с какой-то грустинкой вспоминаем минувшие события и людей, связанных с ними. Так устроена человеческая память: нам кажется, будто там, в ушедших временах, было лучше, светлее, надежнее…
Наверное, это потому, что мы были моложе, а память, как известно, лучше хранит то, что происходило в детстве и юности. Уж не знаю почему, но в моих воспоминаниях песня присутствует всегда.
Чем мы больны?
Почти полвека назад, в моем раннем детстве, она жила во всем: в работе и в быту старших, в наших детских забавах и играх, в каждом доме и на каждой улице станицы. Не было дня, чтобы по вечерам то в одном, то в другом ее уголке кто-нибудь не запел живым голосом.
Сегодня наши станицы и хутора «онемели» и «оглохли», если не считать дикого визга магнитофонов. Из них иногда несется непонятно какая музыка и «произведения» с такими словами, что мороз дерет по коже. «Я тебя хотела, вот и залетела…», «Ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже» и так далее.
Наши семейные праздники, даты и юбилеи с застольями превратились в тривиальное объедание с обильным возлиянием спиртного. Редко кто запоет, а уж если затянули, то песня замирает на втором куплете – слов не знаем. Мой покойный тесть Григорий Ильич, песенник, человек светлый, общительный и веселый, до глубины души возмущался тем, что его никто из молодых не мог поддержать, когда он начинал петь.
Еще печальнее выглядят современные свадьбы. Раньше это был целый спектакль, обряд с глубоким смыслом. Теперь же вам (в лучшем случае) нанятые артисты споют, что «обручальное кольцо – не простое украшенье», что-нибудь из репертуара Верки Сердючки, а на второй день уставшие от еды и пития гости вываляют вас в ближайшей луже. Для чего – никто толком и не знает. Со старшими поколениями ушли и традиции, и песни, и многое другое.
Мы сегодня больны духовно, а как следствие — и физически. Не потому ли, что при встрече зачастую пробегаем мимо земляков и не здороваемся, не желаем друг другу здравия, как когда-то? А ведь непреложным законом было поприветствовать даже незнакомого человека, и первым доброго здоровья желал тот, кто моложе. Сегодня эта традиция сохраняется лишь в небольших хуторах и станицах, где блага цивилизации еще не окончательно убили в людях уважение и доброе расположение к ближнему, где живы еще бабушки и дедушки — хранители мудрой житейской педагогики.
Именно поэтому я всегда с большим удовольствием бываю в хуторе Крупской, станице Староджерелиевской, других поселках. Не было случая, чтобы здесь кто-то прошел мимо тебя, не поздоровавшись. А еще на этих островках былой патриархальности пока что поют те песни, которые я слышал много десятилетий назад от своих дедушек и бабушек, стариков и старушек моей родной Стеблиевки, а потом — в Полтавской, Чебургольской, Ивановской.
Они были
особенными
У тех людей, рожденных еще в позапрошлом веке, песня имелась на все случаи жизни, да с такими простыми словами и глубоким смыслом, что и сегодня не утратили своего значения. Удивительной песенницей и хранительницей была моя землячка Клавдия Гавриловна Чернявская. В свои восемьдесят пять она голосом вела за собой весь фольклорный хор или любое застолье, и я благодарю судьбу, что в свое время мне довелось быть руководителем этого уникального фольклорного коллектива.
Гавриловна многие годы не просто пела, но и тщательно записывала старинные песни в толстые тетради, рассчитывая на то, что кому-то пригодятся. Пригодились… Доверчивая песенница отдала как-то эти тетрадочки (на время) одному московскому писателю, клятвенно обещавшему их вернуть. Увы, сколько ни просила, тетрадочки он так и не отдал, пока бабушка не отошла в мир иной. Где они теперь – одному Богу известно.
Пишу об этом с большим сожалением. Из участников стеблиевского фольклорного коллектива сегодня в живых не осталось никого. Последний, Александр Гаврилович Нестеренко, ушел в 2009 на 101-м году жизни. Во всем районе сейчас нет ни одного фольклорного коллектива, а еще два десятка лет назад были почти в каждом ДК и клубе. Нет специалистов этого жанра, и никто не занимается тем, чтобы наши дети и внуки имели хотя бы элементарное представление о былой песенной культуре. Очень печально, но это факт.
Я не говорю сейчас о народных хорах, они у нас пока есть. Пока, потому что и они могут стать в недалеком будущем только воспоминаниями. И здесь та же проблема: нет специалистов, энтузиастов. Молодые и часто очень самоуверенные люди, приходящие работать в культуру, порой не имеют даже понятия, насколько сложна работа хормейстера и какой должна быть культработа вообще. И, к сожалению, не хотят вникать, а в ряде случаев всячески мешают. Говорю это, основываясь на опыте многолетней работы в этой области и фактах сегодняшней жизни.
Потеряно
еще не всё
Как известно, можно сколько угодно твердить о халве, но от этого во рту слаще не станет. Нужно делать что-то конкретное. К счастью, есть еще такие люди, которые не только сохраняют нашу старинную песню, но и навсегда связывают свою судьбу с народной культурой. Одна такая интересная встреча произошла у меня недавно в хуторе Крупской.
Студент 3-го курса академии народной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств Виктор Артемьев нашим читателям знаком, мы рассказывали о его певческом таланте уже не раз. И вот теперь он решил собрать жителей хутора, чтобы записать песни, которые издавна здесь поются и которые он в детстве слышал от своей бабушки Зои Ильиничны Троян и прабабушки Клавдии Савельевны Шепель. Пригласили на эту встречу и меня.
Признаюсь, я имел и свой интерес. Хотелось сравнить пение крупчан и бабушек моего коллектива тридцатилетней давности. Скажу сразу: я не разочаровался. Они поют те же песни и в той же манере, присущей традициям запорожских и черноморских казаков, с первым и вторым голосами, подголосками и особенностями.
В клуб собрались женщины-пенсионерки: Валентина Яковлевна Семенюта, Екатерина Васильевна Дмитриева, Нина Трофимовна Случевская, Ольга Ивановна Зоренко, Нила Тимофеевна Лещенко, Лидия Петровна Онищенко, Татьяна Егоровна Пасенко. Пришел и бывший заведующий клубом, музыкант и баянист, энтузиаст народной культуры Андрей Леонидович Случевский.
Многое вспомнили ветераны: и о том, что хутора Отрубные когда-то назывались Гашунами, а отдельные улицы Крупского — Голопупивкой, Хытрой Пидковой, Карасючкиной греблей и Проспектом Сидоровны. Что на работу и с работы всегда ходили с песней, а председатель колхоза Антон Иванович Семенюта часто подвозил колхозниц на линейке, но обязательно требовал, чтобы девчата пели, «иначе пидуть пишкы». Что даже в самые трудные, голодные и холодные военные и послевоенные годы работали и жили с песней. Хутор стойко и мужественно переносил все тяготы вместе с ней, с песней.
А потом эти простые и улыбчивые женщины запели, да так, будто они каждый день встречаются на репетициях. И мне подумалось: рано пока хоронить фольклор. Но позаботиться о его будущем – самое время. Надо, чтобы рядом с этими ветеранами сидели дети, школьники, молодежь. Неправда, что им неинтересно, просто они не слышат эту мудрость народную, заключенную в мелодию, не видят одухотворенных лиц исполнителей, не слышат живого голоса.
Хочется верить, что труд Виктора Артемьева будет не напрасным, а талант удивительных песенниц из хутора имени Крупской – востребованным.