Минпросвещению и Роспотребнадзору предложили вернуться к проблеме неподъемных школьных портфелей
Депутат Госдумы Наталья Костенко вместе с краснодарскими родительскими организациями провела контрольный замер веса ученических ранцев в лицее №48 города Краснодара. Согласно результатам взвешивания рюкзаков 13 учеников первых классов в 40% случаев не было допущено перевеса. Вес самого ранца соответствовал нормативам только в трех случаях. Средний вес школьных ранцев составил 2,5 кг. Это превышает ограничения, предписанные в 2017 г. Роспотребнадзором в качестве требований безопасности, предъявляемых к учебным изданиям и ученическим портфелям.
Комплект учебников, который несет в школу ученик не должен превышать — 1,5 кг (1-2 класс), 2 кг (3-4 класс), 2,5 кг (5-6 класс), 3,5 кг (7-8 класс) и 4 кг (9-11 классы), а сам портфель не должен превышать по весу для школьника начальных классов 700 грамм, а для старших классов 1 кг. Таким образом, максимальный вес ранца с учебниками для первоклашки в день не должен превышать 2,2 кг.
Однако, данные требования, как выяснилось, повсеместно не соблюдаются. Больше всего страдают ученики начальной и средней школы, а именно со 2 по 8 классы.
Причины были обсуждены на круглом столе со специалистами Роспотребнадзора, Прокуратуры, Минздрава, Минобразования края, а также учителями школ и родительским сообществом. В результате, было выявлено несколько проблем, способствующих «перевесам» школьных рюкзаков.
Во-первых, конкуренция между разработчиками школьных программам по разным предметам и производителями учебной литературы привела к тому, что к одному учебнику теперь как минимум прилагается рабочая тетрадь размером с учебник, а также еще ряд пособий. Например, к математике для начальной школы теперь нужно носить учебник, рабочую тетрадь, тетрадь для выполнения заданий, а также различные справочники и задачники. А комплект по английскому языку входит 5 наименований учебных пособий, которые требуется носить одновременно. Предмет «Окружающий мир» включает также ряд пособий: учебник, рабочую тетрадь, книгу тестов и атласы. Кроме того, появились учебники и вспомогательные пособия к предметам, для которых раньше в принципе ничего кроме тетради или альбома не требовалось, например, по музыке, по технологии, по рисованию и даже по физкультуре.
Во-вторых, процесс формирования расписания в школах не настроены на учет требований Роспотребнадзора и распределение нагрузки учебной литературой, которую нужно носить каждый день. Учителя также не дают рекомендаций и не строят учебный процесс таким образом, чтобы максимально разгрузить школьные ранцы, не дают рекомендаций, какие именно пособия понадобятся на следующем уроке. Нельзя забывать, что кроме учебников дети несут в школу сменную обувь, а также одежду на физкультуру.
В-третьих, «перегруз» учебниками во многом связан с перегрузом расписания уроками. Согласно СаПиНам, для учащихся начальной школы количество уроков не должно превышать пять, для учеников 5-6 класса — шесть, а для обучающихся 7-11 классов — семь.
Между тем, среднее число уроков для начальников, согласно проведенному мониторингу — шесть уроков (занятия пять дней в неделю) и семь (занятия четыре дня в неделю).
В свою очередь, «прегруз» уроками происходит в связи не всегда понятным разделением предметов. Например, вместо русского языка и литературы, сейчас четыре предмета, в том числе — родной язык и родная речь. Естественно учебных пособий, которые нужно носить ученикам в школу в разы больше.
Эта проблема стоит остро не только в России. Но и разные страны по-разному стараются ее решать. Так, к примеру, Великобритания разрешает носить на уроки только учебные тетради, а учебная литература храниться в школах и используется только на занятиях. Япония рекомендовало ученикам оставлять учебники в школьных ящиках, а учителям работать с книжной нагрузкой через составление сбалансированного расписания. В США ограничили вес школьного ранца 10% от веса ребенка. В Индии суды обязывают штаты разрабатывать комплексную политику в этой сфере. В некоторых странах ограничивают назначение домашних заданий — не более 2 предметов. Также активно в последние годы школами практикуется перевод учебников или перечня заданий в электронный вид, что позволяет не носить учебники из школы.
— На следующей неделе в Государственной Думе мы обсудим все выявленные проблемы и пути их решения с представителями Минпросвещения и Роспотребнадзором, соответствующее приглашения я уже направила руководителям данных ведомств, — сообщила Наталья Костенко. — Безусловно, нам нужно выстроить систему постоянного мониторинга и контроля за исполнением санитарных правил. Но без изменения существующей политики Минпросвещения нам изменений не добиться.
По ее слова, для этого, в целях сохранения здоровья учеников, безусловно, требуется дополнить раздел стандарта «Требования к условиям реализации образовательных программы начального общего образования» новыми положениями. Указанные нововведения в целях сокращения нагрузки на школьный рюкзак, должны предусматривать возможность хранения и использования части учебных пособий в школах, а также применения учениками электронной формы обучения.
Также, на ее взгляд для обеспечения соблюдения школами нормативов весовой нагрузки школьных ранцев, требуется дополнительная разработка методических рекомендаций школам по формированию школьного расписания с учетом необходимости разгрузки школьных ранцев. Предусмотреть возможность оставлять учебники в школе, где эта возможность есть. Ну и конечно ограничить творческий порыв разработчиков учебников и типографий, их печатающих.
— Сегодня у нас есть ограничение по весу пособия — не более 300 грамм (1-4 класс), но если в комплект входят 3-5 пособий, то только один предмет может превысить дневную норму веса учащегося начальной школы, — пояснила Наталья Костенко .