Коронавирус в Краснодарском крае. Официальная информация

Заведующая кафедрой Института развития образования края рассказала о том, как учителя справились с дистанционным обучением

Елена Прынь поделилась планами на новый учебный год

Фото images.theconversation.com

Елена,как ваш регион справился с переходом на дистанционное обучение? С какими проблемами столкнулись учителя?

— Переход в новые условия работы школ сопровождался в крае мероприятиями, на которых педагогам, руководителям образовательных организаций были рекомендованы инструменты для удаленного проведения уроков – различные платформы – Яндекс.Учебник, Учи.Ру, ЯКласс, МЭШ и др. Рассказывали о них очень подробно. Предлагали и другие сервисы: Тимс, Zoom, Core и так далее. Своими находками делились и сами школы.

Проблемы были, прежде всего, в доступности удаленной формы обучения. Не все учащиеся в крае могли ею воспользоваться. В нашем крае в приоритете многодетные семьи, поэтому зачастую в семье по 2, 3 и более учеников, тем более, что одновременно на удаленную форму перешли и старшие дети — студенты, и сами родители.

Что касается учителей, находившихся на совершенно разных уровнях мотивированности и подготовленности к проведению дистанционного обучения, то каждому из педагогов нужно было выработать для себя оптимальную формулу. Наиболее распространенной практикой можно назвать использование цифровых форм наряду с традиционными – сочетание видеоконференции, мессенджеров, электронной почты. Так, учителя проводили в Zoom организационную часть урока, объясняли новый материал и комментировали задания. Далее работа продолжалась с использованием сервисов или бумажных носителей, ведь “на руках” у школьников оставались учебно-методические комплекты: учебники, рабочие тетради.

Многие учителя преимуществами Яндекс.Учебника отметили разнообразие заданий для разных классов и предметов, особенно для старшей школы; сходство с рабочей тетрадью — очень распространенным обучающим средством, только в цифровом виде, а значит, более понятном современному ученику, снабженному автоматической проверкой. Среди неоспоримых плюсов названы также отсутствие привязки к какому-либо УМК, возможность выдачи задания только учителем, легкость ориентировки в библиотеке сервиса по оглавлению — тематическому рубрикатору, названному в соответствии с разделами примерных программ по предметам.

Также отмечу, что мне не приходилось слышать о наличии каких-либо сбоев в работе сервиса Яндекс.Учебник даже при больших нагрузках.

Одним из способов поддержки школьного образования края в условиях невозможности традиционной классно-урочной модели обучения на пике карантинных мероприятий стал региональный проект «Телешкола Кубани». Свыше 300 уроков для учащихся 1-11 класса было записано и вышло в эфир в последней четверти. Использование ресурса телевидения обеспечило доступность качественного образования, ведь телевещание покрывает 100% населения края.

— Эти уроки были для всех классов?

— Абсолютно для всех. Было выработано плотное расписание: по дням недели, по по основному циклу предметов для школьников с 1 по 11 класс. Например, для учеников начальной школы учителя провели уроки по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру. Были задействованы лучшие учителя Краснодарского края, преподаватели КубГТУ и КубГУ. Достаточно большой получился проект именно по восполнению доступности образования.

— Что бы вы посоветовали учителям, которые только начинают осваивать электронные сервисы?

— Хорошо, что существует выбор сервисов — и по уровням образования, и по предметам, и по функциональности. Пусть каждый педагог своего предмета ищет для себя наиболее эффективный инструмент, при этом понимая, что существуют и другие. Мы призываем педагогов соответствовать вызовам времени, постоянно повышать квалификацию, саморазвиваться и взаимообучаться друг у друга для эффективной работы в новой информационной среде.

— Как педагогам помогают осваивать новые инструменты?

— Свыше 2400 педагогов обучено за два года реализации регионального проекта “Цифровая образовательная среда”, рассчитанного до 2024 года. В рамках проекта работа ведется как в аспекте цифровизации образовательной среды — увеличивается доля школ с высокоскоростным доступом к сети Интернет, так и в аспекте соответствующей подготовки учителя. Современный учитель должен ориентироваться в информационных потоках в своей области, уметь организовать поиск информации из множества источников, ее обработку и представление в виде, понятном школьникам. За весь период на базе Института развития образования Краснодарского края в социальном партнерстве с командой Яндекс.Учебника запланировано обучить работе с цифрой не менее 34 000 педагогов разных категорий.

— Какие планы на новый учебный год, к чему готовиться?

— Министром просвещения нашей страны уже обозначены особенности следующего учебного года: комбинированная, смешанная форма дистанционного и очного форматов. Следовательно, наша задача как методического центра края — рекомендовать школам и учителям надежные ресурсы, которые максимально будут соответствовать интеграции традиционного и удаленного обучения.