«Голос правды» встретился с учителем-словесником октябрьской СОШ №5
Наталья Усалко уверена в том, что русский язык имеет свойство самоочищаться от ненужных и лишних новомодных словечек, подобно цветку лотоса, на котором никогда не задерживается грязь. Но! Роль учителя сегодня особенно важна. Ведь только он помогает выбрать из потока чрезмерной информации самое ценное духовное зерно.
Правила не изменились
Не считаю, что русский язык кардинально изменился по сравнению с прошлым веком или даже с пушкинской эпохой. Да, появляются новые технологии, а вместе с ними и новые слова, выражения. Но мы преподаем по той же программе Лодыженкой и Баранова, которая была разработана еще в советские годы.
Правила русского языка не изменились. Единственное — немного пересмотрен подход к преподаванию. Сегодня мы стараемся не давать детям знания в готовом виде, а учим добывать их через наводящие вопросы и задания, предоставляя ребятам возможность самим прийти к верной формулировке правил.
Наслаждаемся языком классиков
Да, наша жизнь стала какой-то чересчур стремительной. И это заставляет нас заменять длинные слова более короткими. Мы ведь уже не говорим: «Я обескуражен». Проще сказать: «Я в шоке». И даже по языку авторов современных произведений видно, что он, конечно, уступает классике. Чем нам и дороги Александр Пушкин, Лев Толстой, Иван Тургенев, Федор Достоевский. Читая их романы, мы не столько увлечены сюжетом, сколько наслаждаемся именно красотой и глубиной языка. Поэтому предметы «литература» и «русский язык» так взаимосвязаны.
Сленг — дело временное
Но одно дело, когда мы упрощаем речь и совсем другое — когда она засоряется разными новомодными словами. Многие из них вполне можно заменить на привычные понятия. Но мне кажется, что здесь идет естественный отбор, и в русской речи закрепляется только то, что привычно русскому человеку.
Общаясь со старшеклассниками, я, конечно, вижу, что они говорят на особом сленге. Но на то она и молодежь — у нее всегда была своя субкультура. И нецензурные слова, которыми также часто бравируют подростки — явление временное. Это все уйдет, когда молодой человек самоутвердится в жизни и повзрослеет не только физически, но и морально. Нам самим сегодня смешно от выражения молодежи конца 80-х «шнурки в стакане».
Новая фобия — говорить
Помимо ЕГЭ, у нас появились еще и итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе и итоговое сочинение в 11-м. Не нужно пугаться этих испытаний. Не навредят они ребенку точно. Скажу только одно: умение выражать свое мнение, свой взгляд на ту или иную тему письменно или устно (хотя устно — особенно) в наше время гаджетов катастрофически теряется.
Для многих публичное выступление становится сродни боязни высоты или другим фобиям. Поэтому подготовку к итоговому собеседованию мы ведем не только на уроках русского языка, но и просим учителей других предметов развивать у детей умение рассуждать, высказывать и доказывать свою точку зрения.
Наталья Усалко о ЕГЭ:
Не понимаю, почему ЕГЭ зачастую рисуют в мрачных красках. Лично я против запугиваний ребят грозными предсказаниями «Не выучишь — не сдашь ЕГЭ» или «Плохо сдашь ЕГЭ — никуда не поступишь» и так далее. Конечно, нужно воспитывать у детей серьезное и ответственное отношение к учебе, поощрять старание и пресекать лень. Но мой метод заключается в том, чтобы объяснить ученикам: ЕГЭ — это ваша работа, по которой все увидят, чему вы научились, чего вы достигли. Чем лучше будет выполнена эта работа, тем больше будет выбора у выпускника — куда поступить, где получить профессию, как лучше выстроить карьеру. Но даже если результат не совсем оправдает ожидания, выбор все равно останется — учебных заведений в стране много. При всех аргументах противников ЕГЭ эта форма аттестации дает ребятам широкий спектр возможностей.
О чтении
Не скажу, что нынешние дети мало читают. Просто, может быть, в силу опять же особенностей современной жизни им нужно везде успеть и узнать все и сразу. Сама школьная программа стала более загруженной. Кроме того, появилось несчетное количество новых игрушек, фильмов, соцсетей. Вспоминая себя в детстве, я понимаю, почему увлеклась литературой. Моим единственным развлечением летом у бабушки была «Роман-газета», которую бабуля выписывала просто как дань моде того времени. Ребят моего возраста по соседству не было. И мне ничего не оставалось, как читать.
Научить пониманию
Сегодня мы прилагаем максимум усилий, чтобы все-таки оторвать школьников от телефонов и вложить им в руки книгу. К примеру, для этого в 2014 году я создала специальную программу «Школа читает». Мы проводим и занимательные встречи с родителями, и КВНы, и конкурсы на самый читающий класс, и многое-многое другое. Но все-таки, не кривя душой, скажу, что русскую классику современные дети читают неохотно.
Нынешним старшеклассникам больше по нраву зарубежные авторы. Они привлекают своей сюжетностью, нестандартной подачей. Хотя популярное среди нашей молодежи произведение Габриэля Гарсиа Маркеса «100 лет одиночества» буквально пронизано психологической составляющей. И ребятам оно нравится. Также с удовольствием читают сегодня современных российских авторов, которых включили в программу — Дину Рубину, Олега Роя, Людмилу Улицкую.
Что же касается русской классики, то обилие всевозможных игрушек, интернет и другие современные доступные блага сделали свое дело в том плане, что дети стали позже взрослеть. «Война и мир» для них уже почти неподъемная ноша — даже не в плане объема, а в плане понимания. Но в этом и задача учителя — донести духовный смысл таких произведений до наших детей.
Кстати
Десять любимых произведений Натальи Усалко:
«Идиот» Федора Достоевского,
«Обмен» Юрия Трифонова,
«Обелиск» Василя Быкова,
«Завтра была война» Бориса Васильева,
«Суламифь» Александра Куприна,
«Морфий» Михаила Булгакова,
«Адам и Мирьям» Дины Рубиной,
«Эра милосердия» братьев Вайнеров,
«Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения» Фредерика Бакмана,
«Скрюченный домишко» Агаты Кристи.