В городе Чусовом небольшое казачье общество и его атаман за полтора года возвели деревянный храм

«Голос правды» узнал о строительстве во время своей экспедиции в Пермский край

Фото Дианы Горбань

Намереваясь установить в Пермском крае мемориальный знак в память о выселенных в 1932 году полтавчанах, нам было понятно, что без местных казаков не обойтись. И мы нашли в них не только единомышленников, но и удивительно крепких духом людей. Так что надежды наши полностью оправдались.

Казаки-уральцы

Скажем сразу: казаков в городе Чусовом и его округе совсем немного. В казачьем обществе, входящем в государственный реестр, около 50 человек. Их малочисленность понятна: Пермский край никогда не был территорией традиционного проживания казачества, поэтому в общества сейчас объединились потомки исторически сложившихся — Донского, Кубанского, Сибирского, Забайкальского — и других казачьих войск.

Да и в целом население Пермского края в большинстве своем — потомки переселенцев. Почти каждый, с кем пришлось общаться, вспоминал, что его деды-прадеды были в принудительном порядке направлены на жительство и работу в Пермский край или репрессированы здесь. География переселения — широчайшая: от Украины, Белоруссии, Молдавии и Кубани до деревень Сибири и Дальневосточных поселков.

Есть в Чусовом и казачье объединение, не входящее в Госреестр, а работающее как общественная организация. Горожане между собой называют этих казаков «белыми». Скажем прямо: реестровые и нереестровые казаки друг другу не мешают, а во многом взаимодействуют.

Во многом этому способствует председатель Совета стариков Прикамского окружного казачьего общества войсковой старшина Виктор Федорович Бурьянов. Мы о нем уже писали, но еще раз хочется сказать: его жизненному опыту, житейской мудрости и оптимизму можно позавидовать. К мнению и советам Бурьянова прислушиваются не только казаки, но и городские власти.

Дел у чусовских казаков, как и у полтавских, всегда хватает. Фермерствуют, занимаются с детьми, чтобы сохранить казачьи традиции, культуру, бывают в школах. С начала СВО собирают и отправляют нашим бойцам гуманитарную помощь. И не в численности казаков дело. Главное, чтобы душа горела.

Атаман-созидатель

Знакомство с казачьим полковником Николаем Николаевичем Гресевым состоялось благодаря все тому же Виктору Федоровичу Бурьянову. Именно он настоял на том, чтобы мы обязательно побывали в гостях у городского атамана и посмотрели на рукотворное чудо — возводимый Гресевым на своем подворье православный храм. Не обычный, а деревянный.

В нашем привычном понимании храм, церковь — каменное здание. На Кубани, да и не только, их такими и раньше строили, и сейчас повсеместно возводят. Деревянный же храм больших размеров — редкость даже на богатом лесами Урале.

В начале 90-х семейство Николая Гресева обосновалось на одной из окраин Чусового, носившего в народе название «Лисьи гнезда». До войны и после нее это место было поселком лесосплавщиков, живших в бараках.

А в доме, который приобрели Гресевы, до 1952 года располагалась женская колония и много чего еще после. В итоге участок выставили на продажу.

Его решили выкупить Гресевы, жившие рядом, в небольшом домике. Своих средств не хватало, помогли пермские казаки. Николай Николаевич уверен: так распорядился Господь.

Глаза боялись, а руки — делали

Шесть лет атаман ничего не строил — отдавал долги по кредитам. А два года назад Гресев решил возвести на участке часовню, где можно было бы спокойно, без житейской суеты, помолиться. Но Пермский владыка, приехав на место, убедил атамана строить храм. Засомневался Николай Николаевич: где взять средства? Одним-двумя миллионами тут не обойдешься.

А владыка — Гресеву: «Не думай, что это ты будешь строить храм. Через тебя построит Господь…»

Поехали с главой городского округа Сергеем Беловым в Санкт-Петербург, обратились к уральской диаспоре, другим меценатам. Дали делу толчок, и стройка пошла. Доверенным лицом от епархии стала жена Гресева — Елена Анатольевна. На ней лежат хлопоты по согласованию документации, взаимодействию со светскими и церковными властями. Она, кстати, и председатель квартального комитета этого микрорайона. Как считает атаман, без ее усилий многое бы не сдвинулось с места. Храм строится всем миром, вкладывает средства не только атаман.

С Божьей помощью

Храм, который освящен во имя иконы Божией Матери «Донская», — точная копия сохранившегося в Новгородской области 500-летнего храма староверов. Цокольную часть, опору храма, соорудили не абы из чего, а из гранитной крошки. Казалось, и другого камня на Урале предостаточно, бери любой, но — нет. Гранит крепче всех, он и тысячу лет простоит. Возили материал за 40 километров от стройки.

Сейчас стены храма срублены полностью, причем так, что и бритвенное лезвие между ними не просунуть. Главное украшение святыни, луковку с крестом, мастера сделали многослойной, а самые верхние плашки-чешуйки — из лиственницы. Ее древесина не боится сырости, становится от влаги только крепче.

Через несколько дней после нашего отъезда планировалось устанавливать маковку на храм. Дело непростое, нужен был подъемный кран с вылетом стрелы 35 метров. Проблему решили и, как сообщил нам на днях по телефону Николай Николаевич, все прошло успешно и храм уже освещен. Нашу идею чусовские казаки поддержали безоговорочно, пообещали помощь и слово свое держат.

Справка

Чусовское городское казачье общество структурно входит в Северо-Западное (Прикамское) объединенное окружное казачье общество Волжского войскового казачьего общества. В него включены Пермский край, Кировская область и Республика Башкортостан. Под руководством атамана войскового старшины Александра Борисовича Проворова — около тысячи казаков.
Встанице