Они не заменяют основные этапы урока, а дополняют и разнообразят его
Хочу поделиться с коллегами несколькими своими приемами, которые помогают лучше усвоить тему. Они не заменяют основные этапы урока, а дополняют и разнообразят его, расширяют кругозор детей, учат речевому общению на географическом языке, вносят оживление и заставляют думать.
Такой подход положительно влияет на успешное развитие любой деятельности, в том числе учебной. На уроке создается положительная атмосфера, налаживается контакт учителя с учеником, повышается внимание и возрастает работоспособность.
Об этом вы точно не знали
Некоторые географические факты настолько поразительны, что, узнав о них, ребенок обязательно захочет разыскать дополнительные источники и расширить свой кругозор.
Точка Немо — полюс недоступности
В Тихом океане есть условная точка, которая наиболее удалена от какой-либо суши. Свое название она получила в честь героя романа Жюля Верна. Земля от этого полюса недоступности находится на расстоянии 2688 км. Иногда ближайшее к точке Немо населенное место оказывается на Международной космической станции — примерно в 400 км, только не на Земле, а в космосе.
Сразу в четырех штатах
«Четыре угла» — это место в США, где встречаются границы штатов Аризона, Юта, Колорадо и Нью-Мексико. Следовательно, вы можете одновременно побывать в четырех разных штатах.
Самая большая пустыня
Она находится в Антарктиде. Пустыня — это сухое место, где выпадает очень мало осадков — меньше 250 мм в год. Таким образом, Антарктическая пустыня — самая большая в мире, ее размер — 13,8 млн кв. км, осадков здесь выпадает менее 51 мм в год.
Футбол на разных полушариях
Стадион «Эстадио Милтон Корреа» в Бразилии также известен как «Зеран» (по-португальски — «большой ноль»). Его название связано с тем, что почти по середине поля проходит экватор — нулевая параллель. Так что можно считать, что команды, которые проводят на нем матчи, защищают не только свои ворота, но и отдельное полушарие Земли.
Игра «Самое-самое на карте»
Для этой игры понадобится карта мира и фото географических объектов. Необходимо показать, где они находятся.
Эта причудливая металлическая структура была построена в центре столицы одной из европейских стран в 1889 году. На тот момент она была самым высоким сооружением в мире. (Ответ: Эйфелева башня в Париже.)
Этот храм был построен по приказу Ивана Грозного, он стал самым красивым православным храмом и до конца 17 века был самым высоким зданием в городе. (Ответ: Храм Василия Блаженного (Покровский Собор) в Москве.)
Этой доисторической постройке из камней более 5 тысяч лет! Огромные тяжелые камни выстроены в круг. (Ответ: Стоунхендж, Англия.)
Город без машин. В нем принято передвигаться либо пешком, либо на гондолах. Автомобильного транспорта почти нет. (Ответ: Венеция в Италии.)
Названия-подсказки
Главная информация о странах может быть заключена в самих названиях. Можно предложить ученикам самим исследовать их этимологию. А для начала дать несколько примеров.
Норвегия — «страна северного пути», Вьетнам и Австралия — «страна юга», Япония — «страна восходящего солнца».
Мали — «страна бегемотов», Уругвай — «птичий хвост», Испания — «страна кроликов», Панама — «бабочка», Сомали — «иди, подои корову».
Елена Прокудина,
учитель географии СОШ №5,
поселок Октябрьский
Кстати
Наиболее результативным, как подтверждает практика, является сочетание трех основных компонентов урока:
Проблемность (выделение проблемы, ее постановка, поиск путей решения, решение через выявление и разрешение диалектических противоречий).
Избранный метод (методы) проведения занятий.
Соответствующая ему форма (формы).
Педагог должен стимулировать детей к саморазвитию, создавать условия творческой деятельности, формировать познавательные интересы.
География — не скучная наука. Увлекайте ею своих учеников!