И во всей России нет земли роднее
Говорят, хорошие стихи пишут на небе, а чтобы туда попасть, нужны крылья. Встреча творческих сил района, тех, кто пишет стихи или просто влюблён в поэзию, показала, что с крыльями у нас всё в порядке. Люди летают, парят, творят, напоминают нам о том, что, кроме хлеба насущного, есть хлеб духовный, что сначала было слово и только потом дело.
Встреча была предрешена некоторыми обстоятельствами. В Марьянской всё активней стал заявлять о себе поэтический клуб «Всеславины», который опекает кубанский поэт В.А.Динека, в Полтавской — поэтический театр «Мельпомена» под руководством поэта и писателя Н.А.Ивеншева. 2014-й объявлен Годом культуры в Российской Федерации, в связи с чем начальник отдела культуры администрации района В.П.Максименко пообещал помочь марьянцам выпустить поэтический сборник.
Вместе с директором районного организационно-методического центра О.А.Бурцевой он пришёл на организованную редакцией газеты встречу и подтвердил: да, стихи таких поэтов надо печатать в книжках.
У кого-то круглый стол, а в редакции, по выражению главного редактора газеты Д.А.Горбань, получился тёплый стол — с чаем, пирожками, душевными разговорами, оценкой творчества. Не ушло от внимания и то, что у большинства авторов очень тонкая, струнная и певучая лирика, поэтому читались стихи напевно, звучали балладами. На такие стихи легко ложится музыка и, как выяснилось, только у собравшихся поэтов песен наберётся на хороший концерт.
Самое песенное творчество, наверное, у Ларисы Слинкиной. За тёплым столом о ней сразу же сказали: «марьянская Пахмутова». Мало того, что эта милая женщина пишет замечательные стихи, она же сочиняет музыку и поёт.
Нет синее неба,
Чем в станице нашей,
Нет вкуснее хлеба,
Нет раздолья краше,
Песен нет красивей,
Тополей стройнее,
И во всей России
Нет земли роднее.
Вот и скажите после этого, что у человека крылья не растут. Увидеть родину так, как её увидела Л.Слинкина, это как же надо было высоко воспарить! Духом, вдохновением, патриотизмом, любовью к родной земле.
Об этом же и Светлана Баклагова:
Холодок в ложбинке
Меж лопаток,
Боль, пронзающая,
Как игла…
Так рождаются
У некрылатых
Два крыла.
Послушайте, как звучит музыка стиха Ольги Денисенко всё из той же Марьянской:
Старый домик
У тихой речки,
Пристань светлых
Надежд и слёз.
Запах хлеба
Из русской печки
Ветер нежно
В ладонях нёс.
Стопроцентное попадание
«в осень», в её настроение, в её поступь у Людмилы Евтушенко:
Сквозь туман
Пробивается лучик,
День осенний
Подарит тепло.
Растрепало
Вчерашние тучи,
В бесконечную
Даль унесло.
Новый след появился
От кисти:
На оранжевом
Зреет восход.
Уцепились
За веточки листья,
Отложив
Золотой перелёт…
Марьянские мужчины-поэты галантны, вроде бы хотят уступить женщинам в лирике, но, судя по стихам старосты клуба Владимира Гордиенко, это получается не всегда:
Я держу твою ладошку.
На запястье
Венка бьётся.
Утро,
Задержись немножко.
Пусть Любовь
Сама проснётся!
А какой приметливый взгляд у Игоря Васильева:
По мокрым крышам,
По дворам, по лицам
Весёлый ветер
Утром пробежал.
Его давно уже
Весь город ждал,
И дворник Коля,
И в кустах синица…
А ветер радостно
Стучался в двери,
Из рук хозяек
Вырывал бельё,
Шутил, смеялся,
Что-то пел своё…
И вдруг – так захотелось
В счастье верить!
А вот строки из новой книги поэтессы Евгении Поздняковой из х. Трудобеликовского:
Как фата плыл туман
По-над лугом.
Как невеста
В кувшинках река.
Золотым
Ослепительным кругом
Луч последний
Обвёл облака…
На стихи Евгении Львовны положена музыка профессиональных композиторов.
Людмила Кныпа из ст. Ивановской о книжке пока и не мечтает, она даже слово «поэт» применительно к себе стесняется произносить, однако же и её стихи были встречены тепло:
Журчит вода
В ручье прозрачном,
Как жизнь,
По камешкам спеша.
И капли
Из мгновений наших
Слагаются затем в года.
По-разному складывались судьбы наших авторов. Кто-то с детства «стихами баловался», кто-то взялся за перо, уже узнав, почём фунт лиха. И по профессиям разброс приличный: от нефтяника и теплотехника до учителя и главы КФХ. Несмотря на занятость, фермер Владимир Митяев с радостью согласился стать участником «Литературной гостиной». Много читал стихов, похвалился, что его песни, записанные на компакт-дисках, уже «гуляют» по городам и весям. Есть авторские песни в «поэтическом арсенале» и у чебургольца Георгия Рыбникова, недавно отметившего своё 75-летие. Его большое стихотворение о детях войны рвануло сердце так, что слёзы закипели в глазах. А басни тут же сменили настроение на диаметрально противоположное.
Не остались в сторонке и сотрудники редакции «Голоса»: одобрительно были встречены поэзия Татьяны Нарижняк и стихотворные «чудасии» Александра Косенко. Николай Ивеншев — ветеран журналистского цеха, он же поэт, прозаик, руководитель театра «Мельпомена», порадовал чтением своих произведений. К спетым марьянцами песням как нельзя кстати добавились бардовские в исполнении Вячеслава Носкова, одарённого двадцатипятилетнего полтавчанина.
Флюиды творчества захватили гостей «Литературной гостиной». Владимир Максименко экспромтом, фактически на колене, написал стихотворение, в котором дал высокую оценку всему происходящему, поправ тем самым расхожее мнение, что чиновники только и умеют, что руководить (руками водить). О поэзии с жаром говорил учитель, ныне пенсионер Юрий Москвитин. Семейная библиотека Москвитиных — это вклад трёх поколений. Не удивительно, что рядом с Шолоховым, Пастернаком и Астафьевым хранится иллюстрированный вестник «Новый мир» за 1899 год. Хотя почему не удивительно! В наше время – удивительно! И здорово, что есть такие бережливые люди. Люди, понимающие, знающие все «коленца» российской поэзии.
По разным причинам далеко не все дружащие со словом смогли стать участниками «Литературной гостиной». Тёплые приветствия собравшимся прислали Тамара Крячко, Сергей Сычев, Алексей Горобец, чьи книги не скучают на библиотечных полках, они читаемы и почитаемы. А встреча в редакции обернулась перспективой. Главный редактор Д.А.Горбань предложила следующую «Литературную гостиную» посвятить песням, написанным о наших станицах и хуторах талантливыми людьми, проживающими в районе. Идея стоит того, чтобы её воплотить.
Какой район может себе позволить такое? А мы позволим, мы зажжём!..