В Красноармейском районе самоуправство застройщиков стало проблемой для соседствующих домовладений

Упрощенная регистрация жилья обернулась тем, что некоторые собственники ведут себя, как царьки

Фото "Голоса правды"

Дождливая погода не покидает наши края. И тема подтоплений населенных пунктов остается актуальной. Более того — переходит в русло придирчивого взгляда на суть вещей: застройщики поднимают на метр свои участки, не думая об устройстве ливневок.

Бассейн, которому не рады

Известный в профсоюзных кругах Геннадий Пирогов, проживающий в станице Полтавской, пригласил корреспондента «ГП» на улицу Жлобы, чтобы показать размах бедствия в его дворе. Вода не просто подошла к домовладению, а зашла в баньку, кладовку, теплицу, покрыла большую часть двора. Само собой, из дома можно выйти только в сапогах или галошах.

Земельный участок Геннадия Федоровича низкий с точки зрения особенностей рельефа местности. Но и соседи помогают тонуть. Они построили не только глухие заборы, но и подпорные стены из бетона высотой до полуметра. С учетом того, что соседние участки полностью или частично отсыпаны землей (фактически на высоту подпорных стен), приусадебная территория Пирогова превратилась в водосборник или, как он сам говорит, бассейн.

Сброса на улице Жлобы и пересекающей ее Шевченко нет. Откликаясь на критическое положение полтавчанина, глава сельского поселения Владимир Побожий откомандировал на выручку экскаватор. Но поскольку тот прокопал дренаж метров на сто, который никуда не ведет, ситуация с подтоплением кардинально не изменилась. Да, хозяин пострадавшего домовладения купил насос и откачивает воду в уличный дренаж, однако законы гидрологии — упрямая вещь. Как ни перемещай воду, она возвращается в места понижений.

Почему у казаков хаты не рушились

Подробно о бедах пожилого человека мы рассказываем из уважения к нему, а еще по той причине, что на этом примере можно показать масштаб проблем тех микрорайонов станицы, где нет ливневок, или же отвод воды не может быть эффективным по той причине, что сбрасывать ее некуда. Канавы, траншеи, колодцы и котлованы — не выход из положения. Если грунтовые воды сомкнутся с дождевыми, это будет своего рода море, которое невозможно вычерпать или перераспределить где-то по соседству.

Нужна система стока с детальным расчетом уклонов, а, главное, с наличием объектов водосбора. Это понимали даже казаки, основавшие Полтавскую. В 70-е прошлого века, при застройке центра станицы были обнаружены подземные дренажи, заполненные бутовым камнем. А кое-где, по свидетельству архитектора Степана Лукьяновича — даже дубовые короба-водоводы. Сам же Полтавский ерик, куда уходили сбросы, имел выход в лиманы, соответственно, дождевая и паводковая вода, способная причинить вред населению, естественным образом скатывалась в приазовские низменности.

Что хочу, то и ворочу

Сегодня принципы жизнеустройства в населенных пунктах не выдерживают критики. Отходы воды перекрыты автомобильными дорогами, тротуарами и переходами, необорудованными заездами в домовладения. Любая новостройка в местах рельефных понижений начинается с отсыпки грунтом, хотя, по идее, в первую очередь надо бы думать об устройстве ливневок. Денежные застройщики поднимают на метр свои участки, а потом заливают бетоном дворы и делают подпорные стены, о которых говорилось выше. Все это чревато серьезными подтоплениями, которые стали «гостями» многих станиц и хуторов.

Частная собственность, конечно, «священная корова», но это не значит, что каждый владелец земельного участка может воротить, что захочет. Одним из регуляторов здесь выступает Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Ни привета, ни просвета

Начальник управления архитектуры и градостроительства администрации Красноармейского района Виктория Черникова пояснила «ГП», что забор, разграничивающий земельные участки, должен иметь как минимум 30-сантиметровый просвет от земли. Материалом может быть сетка-рабица, но никак не бетон. Всякий застройщик обязан согласовывать свои намерения с соседями. Здесь и отступы от границ земельного участка, и высота изгороди. Словом, застройщик должен выполнять требования нормативно-правового регулирования в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Также он обязан предоставить в уполномоченные органы уведомление о планируемом строительстве и об изменениях рельефа (отсыпке) участка. Уведомление должно быть на бумажном носителе, так как это может стать документом, имеющим юридическую силу в случае судебного разбирательства — тяжб между соседями.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Если говорить о контроле за теми, кто строится — здесь все сложнее. Во-первых, над душой каждого стоять некому, во-вторых (и это главное), так называемая, «дачная амнистия» получила уже третье дыхание, она продлена до 1 марта 2031 года. А это значит, что новострой будет оформляться «по упрощенке»: на основании технического плана и правоустанавливающих документов на землю. Здесь палка о двух концах. С одной стороны, хорошо, что людей избавили от волокиты, с другой — открылись шлюзы, позволяющие нарушать законные требования. Теперь бороться с высокими и глухими заборами, с возвысившимися участками застройщиков приходится тем, кто от этого страдает. Всем ли под силу судебные разбирательства?

Как не крути, а крылатое выражение «хотели как лучше, а получилось как всегда», остается в силе.

P.S. Когда материал готовился к печати стало известно: Геннадий Федорович Пирогов помещен в госпиталь.

30 процентов вновь построенного жилья проходит регистрацию по упрощенной схеме благодаря «амнистии».

Встанице