Старонижестеблиевец Анатолий Гаговский на здоровье не жалуется и «Голос правды» читает без очков

Всю жизнь станичник отдал мелиорации, служил на космодроме «Байконур», и уже 30 лет — бессменный квартальный

Фото из архива "Голоса правды"

Под дулом пистолета

Невысокого роста, худощавый, живые, умные глаза, только морщинки выдают возраст — таков он внешне, герой моего очерка Анатолий Прокофьевич Гаговский, интереснейший собеседник. По его биографии можно изучать историю страны.

Детские его годы (родился в 1939 г.) совпали со временем фашистской оккупации станицы. Хорошо помнится Прокофьевичу случай, едва не стоивший ему жизни. Немцы были на постое в их хате, заняли кровати, а хозяева вынуждены были спать на полу. Толик хорошо помнил, как его мама по выходным ходила в гости к сестрам. Встречные женщины спрашивали ее о муже: «Дэ ж Прокофий Дэмьяновыч?». Она неизменно отвечала: «Та немцив, гадив, бье!». И когда, однажды, бывший у них на постое румын, хорошо знавший русский язык, спросил у мальчонки, где его отец, тот, не мудрствуя лукаво, выпалил: «Та немцив, гадив, бье, такых же паразитив, як вы!»

Толя хорошо помнил: немец в фуражке с высокой тульей подталкивает его пистолетом во двор, чтобы расстрелять. Мама кричит: «Тикай!». А это украинское слово было не знакомо ни немцу, ни румыну. И мальчишка шмыгнул во двор, в темноту, и убежал.

Три дня жили с мамой у соседей, а потом им сказали, что немцы ушли из станицы. Было это 23 февраля 1943 года, в день освобождения Старонижестеблиевской от оккупантов…

Видел Гагарина

Когда я услышала рассказ Анатолия Прокофьевича о его жизни, мне стало понятно, почему она тесно связана с рисовыми системами. Дело в том, что в детском саду Толя провел всего один день, заявив: «Бильше я туды нэ пиду, там спать заставляють!» И, с 5-летнего возраста, он находился рядом с родителями, которые работали на рисовых полях.

Учился в школе хорошо, особенно любил математику. Увлекался спортом, в 9-10-м классах был чемпионом района по бегу. Был даже кандидатом на золотую медаль, но немецкий язык подвел. Не любил он его.

Однако, после окончания десятилетки, почему-то никуда не пошел учиться, поехал в Краснодар, работал слесарем на ТЭЦ, потом его направили в Сталинград на стройку, там был очевидцем восстановления легендарного Дома Павлова. Через год его призвали в армию. В Новгородской области прошел курс молодого бойца, а дальше — вагон поезда. Ехали долго. В Батайске он обрадовался: будет служить недалеко от дома. Ан — нет, поехали дальше, и конечным пунктом стал Казахстан, космодром Байконур.

Отобрали 200 солдат, дали им задание по математике. После двух туров выбрали его единственного и назначили старшим вычислителем космодрома. Видел семерых первых космонавтов, среди них — Юрия Гагарина.

Последний армейский год служил на космодроме Плисецком, в Архангельской области. В связи с Карибским кризисом военная служба длилась 3,5 года.

Мастер без образования

С любимой женой Неллей они дружили со школьных лет. Пока парень служил в армии, она окончила техникум, выучилась на экономиста. Направили ее на отработку в село Тыгда Амурской области. Там и расписались, а к концу года родилась дочка Людочка. Анатолий работал сучкорубом. Когда малышке исполнилось два месяца, решили уехать домой, на Кубань. Жили с его родителями, здесь родилась вторая дочурка, Светочка.

Анатолий поступил в Славянске-на-Кубани на курсы трактористов, три года работал на тракторе. Пытливого, рассудительного работника заметили и назначили мастером, чем он был очень недоволен: у мастера зарплата 85 рублей, а у тракториста — 250-300 рублей, а у него ведь семья! Но — производственная необходимость…

В газете «Кубанский мелиоратор» появились заметки об отличной работе бригады Гаговского. Рисовые чеки он строил лучше всех, умел отлично спланировать почву и обучал этому других. Начальник ПМК-13, где работала жена, как-то спросил у нее, кто такой Гаговский, о котором часто пишут в газетах. — Мой муж, — ответила она.

Тогда тот пригласил Анатолия в свой кабинет и предложил ему должность начальника участка (минуя должность прораба), хотя у него не было нужного образования.

В 1969 году направили Анатолия Прокофьевича на курсы повышения квалификации, а потом предложили поступить в Новочеркасский мелиоративный техникум, который он и окончил с красным дипломом. А далее учился в Новочеркасском инженерно-мелиоративном институте.

Семья — его крепость

С женой своей Неллей они вместе уже 62 года. Дружно переживали и радости, и трудности. В 1970 году построили дом. Он вспоминает: «Привезли машину кирпича, мы с Неллей целый день заносили его во двор, укладывали. Вечером, уставшие, пошли искупаться в ерик, так у нас, представляешь, даже белья сменного не было! Вот как трудно жили!».

Фото Нины Случевской

Семья у них славная: Люда закончила тот же институт, что и отец, а Света выучилась на военврача, воевала на Кавказе. Обе получили красные дипломы, а Свету, как одну из лучших студенток, пригласили на выпускной в Кремль. У них 4 внука и 3 правнука.

P.S.

Анатолий Прокофьевич — мой двоюродный дядя. В прошедшем году в день его рождения (ему исполнилось 84 года), я позвонила, поздравила, как водится, пожелала крепкого здоровья. Ответ был неординарный:

— На здоровье не жалуюсь, никогда в жизни не принимал и не принимаю таблеток. Давление в норме, «Голос правды» читаю без очков!

Ну и, слава Богу! Так держать, Анатолий Прокофьевич!

Нина Случевская, ветеран труда, станица Старонижестеблиевская

Кстати

В 1994 году Анатолий Прокофьевич ушел на заслуженный отдых, но это — не про него. Активный общественник: еще до ухода на пенсию и после — непременный член избирательных комиссий на всех выборах. Бессменный квартальный, однажды он завоевал 1-е место в районе и получил премию 500 тысяч рублей. Результатом стала заасфальтированная дорога от школы №32 до магазина ИП Вергуля.

Факт

Анатолий Прокофьевич удостоен званий «Почетный житель станицы» и «Ветеран труда».

Встанице