Стадо семьи Козловых, пасущееся без привязи, портит имущество и уничтожает все, что посажено на огородах станичников
В станице владельцы ЛПХ супруги Козловы держат крупный рогатый скот по принципу беспривязного содержания. Стадо (примерно 15 животных) находит себе пропитание в соседних огородах. В пострадавших — десятки домовладельцев. Казалось бы, любое правонарушение или спорный вопрос можно урегулировать, обратившись к букве закона. Между тем, применительно к ситуации в Старонижестеблиевской, идет пробуксовка. Причина в том, что возмутителем спокойствия выступает многодетная семья.
Стихийный сход
Редакцию буквально атаковали своими обращениями местные жители: звонили, присылали видео и просили вмешаться.
Мы выехали на место, чтобы самим увидеть, что происходит, и встретиться с участниками конфликта. Предварительно созвонились со Светланой Нижебовской, чей огород в числе наиболее часто посещаемых непрошенными «гостями». На улице Евтушенко нас ждали более десяти человек — сработало сарафанное радио. Помимо Светланы, о конфликте готовы были рассказать Антонина Гаврилова, Светлана Кучмас, Александр Мелега, Виктор Нестеренко, Николай Жалнин и другие станичники.
С их слов получается, что тихий ход жизни на окраине станицы был нарушен переселенцами из Казахстана. Семья Козловых, Валерий и Анастасия, решили, что самый верный способ встать на ноги — это обзавестись КРС с тем, чтобы производить молоко и мясо. Животных завели, но, как рассказали на встрече старонижестеблиевцы, кроме хлипкого навеса ничем по большому счету не озадачивались. В том числе и главным — прокормом. Поскольку земельный участок только частично огорожен, коровы с бычками нарезают круги по станице, довольствуясь подножным кормом. Поедают все то, что выращивают на соседних, и не только соседних, огородах, рассказали нам станичники. И уже не только дворы, а целые улицы стали пастбищем: Евтушенко, Партизанская, Кузнечная, Казачья, Афанасенко, Ангелинская и прилегающие к ним.
Помимо ущерба огородам есть и другие имущественные потери. Где-то большие животные не прошли по габаритам и завалили изгородь, разрушили часть теплицы, почесали бок о дощатый туалет так, что тот съехал с «насиженного» места. Чем-то помешали буренкам два легковых автомобиля, на которых приезжают на работу Яков Крутофал и Руслан Никитин. Обе машины оказались с характерными царапинами и повреждениями, что и зафиксировали вызванные на место полицейские.
Очевидно, но невероятно
Разговоры с Козловыми по-хорошему результата не дали, по- плохому, то есть с привлечением выездных комиссий и всевозможных контролирующих структур — тоже. Почти каждая попытка собраться на месте и призвать к порядку нерадивых хозяев оборачивается агрессией, переходящей в драку. Большей частью, со слов пришедших на встречу с корреспондентом «ГП», это касается Анастасии Козловой, которая легко может аргументировать свою позицию не только матерными словами и проклятиями, но и даже запустить в обидчиков камень. От ее кулаков пострадал не один стеблиевец. Досталось даже полицейскому и уважаемому в аграрных кругах предпринимателю, который получил прямой удар в грудь… после операции на сердце.
В подтверждение всему, что творится на окраине станицы, есть многочисленные фото и видеоматериалы. Доказательная база не нуждается в подпорках, все здесь очевидно. Но, увы: все как было, так и есть.
Видя, что даже уполномоченные не в силах повлиять на Козловых, некоторые станичники предпочитают не связываться с ними. Так, например, сторож, работающий в хозяйстве одного из предпринимателей, выгоняя голодного быка Козловых с охраняемой территории, получил от рогатого трепку. С синяком в полгруди человек неделю отлеживался дома, но с заявлением к участковому так и не пошел.
В конце концов станица решила, что скандальной семьей власть или не хочет заниматься, или не знает, с какой стороны браться за решение конфликта. Так ли это?..
Вовлечены все
Нет, не так. На самом деле вернуть ситуацию в законные берега — в одном случае, и помочь семье — в другом, берутся все компетентные службы. В этот водоворот противоречий вовлечены главы и поселения, и района, а также другие должностные лица.
На наш вопрос, получает ли многодетная семья положенную социальную поддержку, начальник управления социальной защиты населения Ирина Каира сказала, что выплаты семье перечисляются исправно и в полном объеме.
В этой же части станицы живет еще одна многодетная семья. Пока отец четверых детей выполняет долг на Донбассе, мама — Татьяна Лоц — поддерживает порядок в доме, на огороде, успевает управляться с двумя коровами. И самое главное: ее дети умыты, одеты, воспитаны. Да, семья пользуется господдержкой, но это, как было сказано Лоц, прилагательное. Стремление самих супругов заработать, воспитать детей и жить хорошо, в согласии с односельчанами, никто не отменял.
Администрация района, куда семья Козловых обращалась с просьбами, предложила устроить детей в детский сад. Не надо объяснять, что там дети вовремя спят, гуляют, кушают. А для родителей появляется возможность трудоустроиться и зарабатывать на жизнь. Главе поселения Виталию Новаку поручили помочь с документами и транспортом, чтобы пройти медкомиссию детям. В назначенный для поездки день Козловы просто не вышли на связь.
Было обращение в администрацию района вывезти навоз, которого от 15 коров скопилось столько, что было не пройти. Поселенческие власти выделили транспорт, людей, двор буквально вычистили, и не только от навоза. А подходы к дому выложили плитами.
Но главное, помогли Козловым возможностью зарабатывать на жизнь. В крае много программ, одной из них — возмещение части затрат на покупку сельхозживотных — воспользовалась многодетная семья — и получила 302 тысячи рублей. По условиям субсидирования необходимо было оформить самозанятость и стать на налоговый учет, но, получив господдержку, Валерий Козлов снимается с учета. Однако номер не проходит: соглашение автоматически было аннулировано, и теперь получателю субсидии нужно вернуть деньги. Добровольно возвращать Козловы не хотят, так что этот вопрос решается теперь в суде.
Кто-то вредит?
Пытаясь разрешить конфликт, администрация предложила семье возможность выпаса животных.
— Рядом с Козловыми есть участок из фонда общего пользования. Семье предложили выпас животных здесь, поблизости. Конечно, при условии привязи. Но в итоге животные бродят по станице. А ответ Валерия Козлова такой: коров кто-то специально отвязывает, чтобы нас подставить, — рассказывает глава поселения Виталий Новак. — Но даже, если предположить, что это так, присмотра за животными никто не отменял. Это делают все хозяева местного стада, а оно — более 100 голов. Люди объединяются, нанимают пастуха, если сами, по каким-то причинам, не могут заниматься выпасом.
В этом конфликте, кроме эмоций, есть еще важный вопрос об общественных пастбищах, которые около 15 лет назад появились в каждом сельском поселении. В Старонижестеблиевской их 111 гектаров, и это — пустыри. Понятно, что они на окраине станицы, и туда нужно скот гнать самому, либо объединяться с другими хозяевами. Есть еще культурные пастбища, места под них отведены также в каждом поселении. В Старонижестеблиевской — это 22 гектара. Можно за символическую цену взять в аренду эту землю и засеять под будущие корма для животных, — объясняет заместитель главы района по сельскому хозяйству Алексей Науменко.
По информации главного ветеринарного врача Александра Малахова, в эти дни департамент ветеринарии края выносит решение по вопросу о мерах воздействия на владельца стеблиевского ЛПХ по факту ненадлежащего содержания животных. Не трудно предположить, что дело ограничится предупреждением. А если и назначат наказание в виде штрафа, Козловых этим не испугаешь. У них уже их целая пачка, которые погашать, видимо, они не собираются.
Нехорошее место
Когда автор этих строк выслушал жалующихся и собрался идти к тем, на кого жаловались, жители улицы Евтушенко очень порекомендовали не делать этого без сопровождения полиции. Одно неверное слово, сказали женщины, и вы окажитесь в числе битых.
…На зов долго никто не откликался, потом вышел хозяин, а чуть погодя и хозяйка. Остановившись чуть поодаль, Анастасия Козлова послушала, о чем мы, и, убедившись, что тема как бы общая — про жизнь, вернулась в дом.
Передать содержание беседы с 55-летним Валерием Козловым сложно. Его мысли, выводы, доводы, планы на будущее перетекали из одной крайности в другую, истребляя всякую логику.
Мужчина признал, что его супруга — женщина суровая, и ее лучше не трогать. Но и соседи — не пойми какие. Жалуются, мелочатся… Ну съели коровы капусту, и что с того. Ей цена пятак. Власти тоже хороши… Полмешка обуви привезли. Размеры не те, да и ношенное все. Пришлось за свои кровные обувать детей.
А откуда деньги? Загородить приусадебный участок и то не за что. Вот даже печку нечем топить. А ведь детей купать надо. Как жить, если спилил тополя на улице — тут же разговоры пошли…
Молоко? Какой доход. Слезы… Хотел денег «поднять» на грузоперевозках и взял в аренду «Газель». Но что-то не пошел бизнес. Вот еще легковушку родственники дали… На месяц. Поездить…
Признался Козлов, что хотел уж на СВО идти, но не берут. А тут еще здоровье пошатнулось. Что там дальше будет, неизвестно: жить — не жить.
В общем, место здесь нехорошее, люди недобрые. Подумывают они уехать. Куда? На Дальний Восток, к примеру. Дорого выходят переезды, но что поделаешь. Жить-то не дают. Вместо того чтобы помогать деньгами или там дом построить хороший, штрафуют. Надо переезжать…
…Все это время возле нас крутился один из сыновей Козловых. Лет пяти мальчишка примерился кататься на игрушечном, но больших размеров грузовичке, как на санках. Разгонится, потом упадет животом на машинку и полетел прямиком по проезжей части. Все, кто проезжает по дороге, на тракторе или на автомобиле, сбавляют скорость до минимума и, наверняка, думая: «Не дай боже!..»
В бронежилете?
В объявленный президентом Год семьи ситуация, о которой мы сегодня рассказали, выбивается из общегосударственной риторики: поддерживать и беречь каждую семью, особенно, многодетную. В случае с Козловыми получается, что их статус многодетных родителей — этакий бронежилет, защищающий от закона, соблюдения интересов людей и способ неприкрытого манипулирования: пусть только попробуют тронуть, ответ будет один — мы многодетные.
P.S.
Приглашаем стеблиевцев, и не только, поделиться своим мнением о конфликте между жителями станицы и многодетной семьей, поскольку ситуация уже выходит за рамки спора двух соседей. Это большая общественная проблема.
Может быть, захотят высказаться Валерий и Анастасия Козловы.
Врез
…нуждающимся семьям
Мнение
Татьяна Лоц, станица Старонижестеблиевская:
— У меня тоже многодетная семья и есть коровы, но они на привязи и никому не мешают. Я понимаю, что Козловым нужно на что-то жить. Но так содержать живность нельзя. Сами они сено не заготавливают и не покупают, коровы голодные ходят по станице. На наши просьбы их привязать владельцы реагируют агрессивно. Я считаю, если не можешь содержать хозяйство, продай его и займись другим делом. Работы вокруг полно.