Успеть спасти

Медицина. Далеко не каждый человек и даже медик способен выдержать моральную
ответственность за жизнь пациента в экстремальной ситуации
Современные реалии
Со дня открытия в ЦРБ отделения скорой помощи прошло более полувека. Его материальную базу, штаты и уровень подготовки медперсонала никак не сравнить с прежними. Но стало ли от этого легче работать? Совсем нет, проблем и сегодня больше, чем достаточно.
Основная из них — острая нехватка кадров. Судите сами: из сорока положенных по нормативам докторов в отделении есть в наличии всего одиннадцать. Должно быть 109 фельдшеров, а работает 55. Из 52 водителей сейчас всего 32. Но ведь обязанности по оказанию экстренной медицинской помощи кому-то надо исполнять! В среднем за сутки поступает от 80 до 120 вызовов. И люди работают: смена у докторов и фельдшеров длится 24 часа, у водителей — 12. Сутки на отдых — и бригада вновь заступает на дежурство.
Далеко не каждый из нас может выдержать такой напряжённый график. А ещё надо учесть степень ответственности, моральную и физическую перегрузки, готовность спешить на помощь людям в любое время суток. Специфика диктует жёсткие условия: в каждом конкретном случае доктору или фельдшеру надо принять единственно правильное решение, чтобы спасти человека, а такие ситуации возникают сплошь и рядом. Буквально на днях дежурная бригада в составе доктора-реаниматолога Дмитрия Игоревича Плеханова и фельдшера Дмитрия Николаевича Коршикова вернула к жизни мужчину, находившегося в состоянии клинической смерти. Именно это и есть профессионализм высшей степени.
Таких ситуаций в практике работы специалистов отделения скорой медицинской помощи — десятки, если не сотни. В любое время дня и ночи приходят на помощь людям: Л.В. Шушпан, И.А. Стравинская, С.В. Басаргина, А.В. Дузенко, М.А. Булучевская, О.И. Кумпан, В.А. Образцова, И.И. Горняева, Т.Е. Бакланова, М.С. Морозов, Н.В. Моисеев, С.Н. Ялоза, С.Б. Пашковский, А.В. Сапсай, А.М. Яруничев, В.К. Халин, В.М. Рубанов, Н.С. Решитько, А.А. Коновалов, Ю.И. Перезва.
шутки на грани трагедии
Но есть и такие случаи, о которых без боли, негодования и тревоги медики не говорят. Это ложные, необоснованные, а порой и заведомо фиктивные вызовы скорой. Иногда дело доходит до абсурда: «шутят», чтобы побыстрее приехали. Но ведь надо же понимать, что скорая занимается оказанием экстренной помощи, а к ней повышение температуры или артериального давления никак не относятся. Это уже другой вид помощи — неотложная, которую оказывают врачи поликлиники. Сообщая по телефону 03 о том, что где-то умирает человек, а на самом деле у него только повышенная температура, вызывающий отвлекает бригаду скорой от по-настоящему тяжёлого случая, который может возникнуть именно в это время.
Сегодня реальность такова, что все звонки в скорую (из любого населённого пункта района) поступают на диспетчерскую в станице Полтавской. Приняв вызов, проанализировав тяжесть случая, диспетчер направляет бригаду, которая в этот момент находится ближе всего к больному. По нормативу время прибытия бригады с момента поступления вызова (в пределах одного населённого пункта) — не более 20 минут. Но что, если именно в это время машины находятся на других вызовах или доставляют больного в Краснодар, Славянск? Тогда выезжает бригада из райцентра, и время приезда скорой зависит от расстояния до места вызова.
По словам заведующей отделением скорой помощи Е.В.Тропейко, далеко не все это понимают и принимают. Более того: нередки случаи, когда на прибывших по вызову медиков набрасываются чуть ли не с кулаками, оскорбляют нецензурной бранью, грубят, угрожают расправой. И медицинские работники не имеют права ответить тем же. Парадокс, но их безопасность при исполнении служебных обязанностей практически никак не защищена законодательством. Привлечь гражданина можно по решению суда лишь к административной ответственности за ложный вызов, для чего надо ещё собрать доказательную базу. Получается, что на медиков возложены одни обязанности, а на пациентов или их родственников — только права и никакой ответственности.
Наперекор обстоятельствам
Объективных и субъективных проблем в отделении скорой помощи Красноармейской ЦРБ множество, как и у районной медицины в целом. Ближайшие перспективы улучшения работы скорой прокомментировала заведующая отделением Е.В.Тропейко.
— Какие бы трудности ни возникали в работе, надо смотреть вперёд, — говорит Елена Валентиновна. — Со своими проблемами мы не остаёмся один на один, нам помогает и руководство больницы, и районная администрация. На прошлой неделе у главы района Ю.В.Васина обсуждался вопрос о приобретении ещё одной специализированной автомашины скорой, это будет дешевле, чем ремонтировать наш старый автопарк.
У нас есть современное медицинское оборудование, не хватает только медиков. Нами поданы заявки в средние специальные и высшие медицинские учебные заведения, стараемся больше привлекать и врачей-совместителей. В коллективе отделения скорой помощи сегодня трудятся опытные профессионалы, их преданность профессии проверена временем. Будем стараться, чтобы наша работа не имела нареканий.

Встанице